Эволюция религий
Религия – это тип мировоззрения, который определяет вера в существование высшего разумного сверхчеловеческого начала.
К ранним формам религии относят:
- анемизм;
- тотемизм;
- фетишизм;
- культ предков;
- шаманизм.
Во всех них шло постепенное формирование иерархии духов, и они превратились в демоном. То есть сформировался полидемонизм, когда у каждого демона выделялись свои функции, а приоритетный дух руководил всеми инициациями.
Также сформировался политеизм – многобожие, где самый сильный Бог был главой Пантеона, то есть, возникла ситуация, когда почитают всех богов, но одного особенно, это явление – генотеизм. Его не следует путать с монотеизмом, когда Бог един.
Родоплеменные религии
Тотемизм – это такая система религиозных воззрений и взглядов на родство людей (обычно рода) и тотемов – мифических предков, чаще всего представляемых животными или растениями.
К тотему относились как к предку-покровителю, который заботится и оберегает племя, то есть своих родственников, от холода, голода, болезней и даже смерти.
Изначально тотемом считали только настоящее животное, птицу, насекомое или растение. Позже стало достаточно лишь его реалистичного изображения, а еще позже тотем мог обозначать любой символ, слово или звук. Тотем не обожествляли, его не наделяли божественными качествами и свойствами, люди просто верили в родство с ним. Ранее тотемизм был повсеместно распространен в Индии.
Анимизм – это вера в реальность духов, предполагающая одухотворение сил природы, животных, растений и других неодушевленных предметов, приписывание им разума, дееспособности и сверхъестественных сил.
Культ предков – наиболее выраженный анимистический культ. Духам предков оказывали определенные почести и внимание, иногда приносили жертвы, и при этом искренне верили в их покровительство. Проявляется культ предков разнообразными путями. В первую очередь, он отражен в обрядах погребения, которые у каждого народа отличаются своими особенностями и характерными чертами. Тела умерших могут сжигать, зарывать в землю, существует воздушное погребение и эндоканибализм. Многие народы делили своих умерших на две группы. Так, у восточных славян в одну категорию относили «чистых» покойников, то есть умерших собственной смертью, так называемых «родителей» вне зависимости от их возраста, а в другую - «нечистых», умерших неестественным образом – колдунов, утопленников, самоубийц и т. д.
«Родители» почитались, а «нечистые» вызывали страх и их стремились обезвредить. Почитание родителей – истинно семейный, а ранее и родовой культ предков, который наличествует у русских, болгар, сербов и прочих славянских народов до стоящего времени. И сейчас родителей поминают в Родительскую субботу и дни послепасхальной недели: посещают кладбища, относят туда еду, вино и часть кладут на могилы для покойников.
Шаманизм – это наиболее древняя форма религиозной человеческой практики, центральной фигурой в которой выступает шаман – проводник между миром людей и миром духов.
Шаман совершает священные действия при помощи духов, он так же сам является избранником духов. Из-за этого каждый шаман проходит процедуру пересотворения. Духи забирают избранного в иной мир, где его душа перерождается, после чего шаман превращается в особого человека, обладающего исключительными способностями.
Общение шамана с духами предполагает соблюдение определенного ритуала – камлания. В рамках этого ритуала шаман может впадать в транс – бешено кружиться на месте, хвататься за раскаленное железо голыми руками, а может просто лежать на одном месте. Здесь важна не форма, а смысл.
Шаманская космология – это воззрение не только одного шамана, а всего его племени, просто шаман знает устройство мира лучше, ем его соплеменники, так как сам неоднократно бывал в разных мирах.
Аграрные культуры – это система верований, ритуалов и праздников, которые направлены на повышение плодородия земли.
Славянские народы на протяжении долгого времени отличались наличием черт аграрных культов, представленных магическими обрядами и праздниками, приуроченными к значимым датам в сельскохозяйственном календаре. Многие обряды были отнесены к «Чистому четвергу» на Страстной неделе. Большое значение в этот день придавали уборке: в этот день прибирали и мыли избы. Для предохранения посевов от мороза, его «кормили киселем»: в четверг варили кисель и ставили на окно. В этот же день подрезали волосы годовалым детям, стричь волосы до года считалось грехом.
Магия – это символическое действие или бездействие, которое направлено на достижение поставленной цели благодаря использованию сверхъестественных сил.
Фетишизм – это индивидуальное или коллективное наделение одушевленных и неодушевленных, материальных или нематериальных тел и предметов, а также явлений и процессов определенным набором магических свойств.
Ранние формы религии
Образование религии как самостоятельной сферы духовной жизни общества предшествовал длительных процесс формирование и развития различных верований и ритуалов в рамках мифологии. Все разновидности первобытных религиозных представлений существовали в условиях тесного переплетения друг с другом. Была также распространена вера в магию, которая могла повлиять на человека и природу благодаря определенным действиям и заклинаниям.
Постепенно шло формирование более сложных представлений о душе и о ее существовании после смерти человека, о загробном мире, о деяниях богов и героев в качестве соучастников обыденной жизни людей. В античности была развита строгая иерархия богов, хотя мифологические и религиозные персонажи еще не были четко разделены. Появились первые теистические религии. Все жестче противопоставлялись дух и тело, земное и небесное, сакральных героев возвышали до главного, верховного Бога. Многие из таких религий дошли и до нас: индуизм, синтоизм, даосизм, зороастризм, джайнизм.
Теистическими религиями являются иудаизм, христианство, ислам. Ранние религии, распространенные в соответствии с этническими и политическими границами, уступают наднациональным, мировым религиям, таким как буддизм, ислам или христианство, которые объединяют людей вне зависимости от территории их проживания, языка и этнической принадлежности.
На сегодняшний день вместе со сложившимися религиями формируется новый тип религиозности, многочисленные нетрадиционные религии, что вызвано возрастающим интересом к идеям космизма, разнообразным формам эзотерического знания, возрождению архаичных религиозных верований, зачастую как символ национальной духовности.