Понятие частного суда
Частный суд, в соответствии с православным догматическим богословием, совершается с любым человеком после телесной смерти. Хождение в мытарствах представляется этапом частного суда, при помощи которого разрешается последующая участь человека до периода всеобщего воскресения из мёртвых и Страшного суда.
Частный суд, как и Страшный суд производится ангелами, являющимися орудиями Божией справедливости: «Так будет при конце века: выйдут Ангелы, и разделят злых от среды праведных, и впустят их в печь огненную» (Мф. XIII, 49—50). Достигая подножья Животворящего Креста и раскрытого Евангелия (речь идет о Благой Вести), душа предстанет на суд частный.
Некоторые богословы смешали латинское учение о частном суде и православное учение о мытарствах, но последние — лишь образы представлений частного суда, который является неизбежным для любого человека. В это же время в сфере религиозных деятелей России имелись и те, что абсолютно проигнорировал учение православной церкви о частном суде, а именно один основоположник русского космизма Николай Фёдоров.
Необходимо отметить, что в соответствии с Кораном, так же как и в христианском учении, сразу после человеческой смерти и захоронения его тела в земле, над ним свершается частный суд, который изображен Мухаммедом в довольно своеобразной форме, у могилы умершего появляются два ангела смерти , багровые, черные, страшного вида:
- Накир;
- Мюнкяр.
Частный суд во времена Ветхого Завета
Во времена дохристианства душа любого умершего человека неизбежным образом попадала в аду. Ад представлялся глубочайшей замкнутой пропастью, расположенной в недрах земли, и содержал в себе много обособленных мест. Различным местам преисподней, или различным темницам, соответствовали различные уровни греховности упрятанных там душ. Средь адских темниц были выделены наиболее возвышенные и наиболее низменные. Последние имели своим предназначение для злостных нечестивцев.
Данные темницы были населены душами людей не по личностному произволу, а в соответствии с Божьим решением или Судом.
Так, о грешниках было сообщено, что «как овец, они буду заключены в преисподнюю, смерть начнет пасти их». А о праведниках говорилось: «души праведных в руках Божьих, и мучение не может коснуться их».
В реализации определений Божьего Суда принимали участие злые духи и добрые ангелы.
О праведном Лазаре говорится, что умирает нищий, будет отнесен Ангелами на лоно Авраамово. А по поводу обезумевшего землевладельца отмечалось, что: Бог сказал ему: безумный! в эту же ночь твою душу заберут у тебя, забрать и похитить душу человека представляется характерным для демонов. «Господи, Боже мой! — гласил псалмопевец… — Да не возьмет он, как лев, мою душу, когда нет спасителя и избавителя».
О различиях мест посмертного обитания беззаконников и праведников говорится в притче о богатом и Лазаре. Внутреннее самочувствие грешных лиц отмечается там как в крайней степени мучительное и тяжелое. Кроме этого, в притче приводят слова Авраама о невозможности свободного движения праведников к грешникам и в обратном порядке: «между нами и вами утверждается великая пропасть, так что желающие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не смогут перейти» (Лк. 16:26).
Частный суд с Пришествием Христа
В итоге Искупления человека Сыном Божьим ад перестает являться безальтернативным, единственным посмертным местом душ. Посредством Подвига Христа человеку открывается вход в Царство Небесное. Возможность переселения в Горнее Царство даруется всем. Но реализация данной возможности находится в зависимости от того, сколько человеческая жизнь является соответственной жизни Христа.
Святые, которые принадлежат к ранней Церкви, не обладали и тенями сомнения в том, что душа человека праведного, по смерти, попала на Небеса.
«Потому знаем, — говорит апостол Павел — что, когда земной дом наш, эта хижина, рушится, мы обладаем от Бога жилищем на небесах, дом вечный, нерукотворный». Хижина, в данном стихе, обозначает тело бренное, а дом вечный и нерукотворный представляется домом Отца.
О том, что Небесных обителей может достигать не любой, известным становится из слов Искупителя: «Не любой, кто говорит Мне: “Господи! Господи!”, придёт в Царство Небесное, но выполняющий волю Отца Моего Небесного»; «если ваша праведность не превысит праведности фарисеев и книжников , то вы не зайдете в Царство Небесное» (Мф. 5:20).
Нечестивые души, отделяясь от тела, попадают в ад, в геенну. «И если соблазнит тебя твоя рука, — наставил Искупитель, — отруби ее; лучше увечному тебе войти в жизнь, ежели с двумя руками проходить в геенну, в огонь неугасаемый». Он также засвидетельствовал: «Кто не придёт во Мне, будет извергнут вон, как ветвь, и будет засыхать; а эти ветви будут собраны и брошены в огонь».
Как в ветхозаветный, так и в новозаветный период посмертное определение душевной участи, согласно обетованию — «Я воздам», — проводится посредством Божьего Суда: людям полагается однажды умереть, а лишь потом будет производиться суд».
Выразительным, ярким образцом такого Суда послужили слова Сына Божия, которые были адресованы благоразумному разбойнику: «правдиво говорю тебе, сейчас же попадешь со Мною в рай» (Лк. 23:43). Важно отметить, что при исключительных обстоятельствах, решение Божье о посмертной судьбе открылось прижизненно разбойнику.
Отличия частного суда от Страшного Суда
- Отличаясь от будущего Страшного Суда, он производится по отношению к душе, а не по отношению к цельному человеку.
- Отличаясь от Всеобщего Страшного Суда, он реализуется частным образом, при исключительно частных обстоятельствах.
- Отличаясь от будущего Страшного Суда, Частный Суд не представляется последним.
Души, которые были приобщены к Царству Небесному, уже не смогут отпасть от Творца; после Страшного Суда их блаженственность будет являться более полной. Относительно грешников, их участь может улучшаться молитвами Церкви; на Страшном Суде, Божьей милостью они могут причисляться к Царству святых.