ключевой термин христианского богословия, означающий суть спасающего подвига Иисуса Христа. Букв. И. означает освобождение от рабства, выкуп за пленника или раба. В Ветхом Завете И. называется освобождение еврейского народа от египетского рабства или из вавилонского пленения. В Новом Завете этот образ прилагается к освобождению человека из-под власти грехов.
хозяин решал освободить раба, то такое действие считалось богоугодным делом, и воспринималось как акт искупления... Еще одна форма искупления – это пропуск одного дня в году по причине Рамадана: рабы могли не выходить
В статье показано, что христианство осмысливает личностную проблематику через понятия греха, сознания вины, покаяния, искупления. Сознание греха и осмысление задач, связанных с его устранением, фактически означает выражение идеи о необходимости переделки природы человека, в том числе отказа от одних желаний, рассматриваемых в качестве низших, ради других, рассматриваемых в качестве высших. Задачи, формулируемые человеком в связи с высшими идеалами его развития, требуют формирования волевых качеств, они связаны с участием в напряженных видах социальной деятельности, что предполагает преодоление некоторых сторон первичной биологической природы. Участие человека в различных видах социальной деятельности не обходится без внешних требований. Но на каком-то этапе развития то, что предписывается этими требованиями, становится желательным для индивида, проявляется в его творческой активности. Здесь имеет место двойная детерминация как воздействие со стороны критериев совершенства человека, ...
весь сценарий отношения человеку в эпоху средневековья выражается через соотношение грехопадение – искупление... Гуманисты выступали против идеи посвятить свою жизнь искуплению первородного греха и своих грехов, они
В статье исследуются некоторые аргументы современных протестантских библеистов и богословов, подвергающих критике традиционную протестантскую теорию искупления, известную как «теория заместительного наказания». Автор рассматривает доводы неизвестных или малоизвестных для отечественного богословия ученых: К. Маршалла, Д. Белусека, Ч. Додда, У. Лейна, С. Трэвиса, Дж. Грина, М. Бейкера, К. Гантона и др. В частности, показывается, что современные библейские исследования помогают по-новому интерпретировать ключевые для традиционного протестантского понимания искупления понятия: «праведность/справедливость», «умилостивление», «Божий гнев», «грех», «наказание». Аргументы критиков показывают, что сторонники теории заместительного наказания вкладывают в эти библейские понятия смыслы, характерные для западной судебно-правовой системы, но неестественные для еврейской традиции и культуры, в рамках которой жили и мыслили библейские авторы. Также в статье уделяется внимание вопросу метафорической...
(лат. absolutus – безусловный, законченный, полный, неограниченный, совершенный) – понятие, обозначающее ничем и никем не обусловленную, самосущую и самодеятельную, вечную и бесконечную, полностью свободную и совершенную духовную сущность, являющуюся источником и первоосновой феноменального мира, обусловленного, преходящего, конечного, несовершенного.
течение в протестантизме, возникшее в 1833 г. в США под влиянием эсхатологических и милленаристических идей ривайвелизма. Основатель течения Уильям Миллер, исходя из пророческих книг Библии, предсказал второе пришествие Христа и последующий конец света сначала в 1843 – 1844 гг., а затем в 1847 г.
термин, обозначающий 1) в широком смысле – духовенство, совокупность всех церковно- и священнослужителей (т. е. «клир»); 2) в более узком – совокупность священнослужителей всех трех степеней священства (диакон, пресвитер,епископ).