История рабства в Османской империи
Несмотря на то, что рабство исторически признано формой, при которой человек обладает минимальным количеством свобод, законы Шариата все же предполагают, что у раба есть некоторые права. В том числе, он имеет права на:
- Употребление пищи несколько раз в день;
- Наличие собственного жилья или жилья, которое предоставляется ему рабовладельцем;
- Ношение одежды по сезону;
- Распоряжение некоторыми видами имущества.
В современном мире до сих пор существуют некоторые формы рабства, которые считаются абсолютно нормальными для некоторых обществ и стран. Для того, чтобы ознакомиться с современными видами рабства, достаточно просматривать сайты некоторых информационных агентств, которые публикуют статьи об освобождении рабов и рабынь на разных территориях земного шара. Это же касается и современной Турции, хотя корни рабства на ее территории уходят еще в далекую древность, во времена Османской империи. Развитие данной деятельности сегодня напрямую связано с правилами и отношением к рабству в те времена.
В Османской империи рабовладение, так же как и работорговля, были признаны вполне законными видами деятельности. При этом положение самих рабов обладало некоторыми специфическими чертами. Впрочем, в Средние века рабство было обыденностью, и никого не шокировали его законы (в том числе, это касается России и Соединенных Штатов Америки).
Согласно исламским законам, в рабство было запрещено обращать мусульманина, который от рождения был совершенно свободен. Тем не менее, это не касалось тех мусульман, которых пленили в ходе захватнических набегов и войн. Такое положение дел стало основой для организации дальнейшей торговли людьми. В основном это были женщины и мужчины, которых привозили из Африканских стран или с Кавказа.
Как мы уже отметили, в Османской империи рабы, в отличие от иных рабов, обладали определенными правами и свободами. Например, это было право на ношение нормальной одежды, на имущество, на владение некоторой землей или помещениями, а также на питание, ведь во многих странах рабы часто не доедали, носили самые плохие одеяния, а речи об имуществе и жилье вообще не могло идти, так как это было признаком того, что человек не раб, а наемный рабочий. Кроме того, в Османской империи хозяева должны были заботиться о своих рабах, предоставлять им возможности лечения и рекреации, отдыха.
Если хозяин решал освободить раба, то такое действие считалось богоугодным делом, и воспринималось как акт искупления грехов, которые накопились у рабовладельца в течение жизни.
Даровать кому-то свободную жизнь – это большой шаг, и владельцы решались на это нечасто. Еще одна форма искупления – это пропуск одного дня в году по причине Рамадана: рабы могли не выходить на работу в этот день, могли чувствовать себя свободными и независимыми, а затем вновь возвращались на место работы.
Женщина-рабыня могла получить свободу, если рожала ребенка от своего господина. К тому же, отец должен был обеспечить ребенка всем необходимым, так же, как и его мать, несмотря на ее происхождение и положение в обществе.
Специфика рабства в Турции
Рабство в Османской империи (в последствии – в Турции) имело свои специфические черты. Положение турецких рабов было очень различным. Например, в гареме женщины-рабыни имели право рожать детей от своего господина. Затем он мог освободить ее, а заботы о ребенке брал на себя. Невольница в султанском гареме также играла большую роль в государстве, она могла родить наследника, который затем станет правителем, а его мать – правой рукой султана.
Также в османском обществе, в отличии от Индии, никогда не существовало каст. В отличие от европейской системы, в нем также не было классов. Не существовало и крепостных крестьян. Человек, который находился на самых низших ступенях общества, имел все права на то, чтобы двигаться вверх, делать свою карьеру, образовываться. Поэтому в Турции было очень много людей, которые из низов пробились во властные органы и стали очень богатыми и знаменитыми, поскольку их не ограничивало их социальное положение.
Еще одна категория рабов – евнухи. В буквальном переводе евнух – это охраняющий ложе. Он был наиболее приближенным к императору лицом. Отличительная черта евнуха – отсутствие половых органов, так как еще в раннем возрасте мальчики подвергались кастрации. Совершалось это для того, чтобы они не имели влечения к гарему. Мальчиков-евнухов обучали искусству этикета, турецкому языку и основам религии. Затем их использовали для осуществления службы во дворце. Используя свою близость к членам правящей династии, евнухи имели обыкновение вмешиваться в политическую жизнь государства.
Таким образом, рабство в Османской империи (нынешней Турции) имело свои особенности. Рабы не были ограничены в правах и свободах так жестоко, как во многих других странах. К тому же, они имели право на образование и выстраивание карьеры. Поэтому многие рабы становились известными и богатыми в государстве людьми, которые могли влиять на экономическую, политическую, социальную или духовную жизни общества. Тем не менее, рабами так же торговали, их могли наказывать, а могли и поощрять, если работа была выполнена хорошо и качественно. Ответственность за рабов и их жизни несли хозяева: они могли обеспечить раба одеждой и едой, могли предоставить ему жилье, заботились о здоровье и физическом состоянии раба. В некоторых семьях по наследству раб мог получить от хозяина имущество или любые другие ценные вещи, которыми имел право распоряжаться по своему усмотрению.
По оценкам исследователей, население Стамбула на 20% состояло из рабов, даже семьи со средним достатком могли позволить себе покупку рабов для осуществления работы по дому и хозяйству.
Официально в Турции рабство было отменено в 1846 году, но торговля продолжалась еще на протяжение нескольких лет на некоторых турецких территориях. Сегодня в Турции нет таких открытых форм рабства, но процветает сексуальное рабство, в которое могут попадать женщины и дети, причем преимущественно из европейских стран.