Гуманизм – это система взглядов и установок, в основу которой положено провозглашение самоценности личности и ее достоинств, ее прав на свободу и счастье.
Человек в философии средневековья
Человек в эпоху средневековья рассматривался с нескольких сторон:
- Человек как образ и подобие бога;
- Человек как разумное животное.
Философия средневековья много переняла из философии античности, она пыталась совместись логичность античной философии и ее рациональность с христианским мистицизмом. В соответствии с этим человек рассматривался, прежде всего, как часть мирового порядка, созданного богом. Соответственно с христианской традицией, человек и есть образ и подобие бога. Однако из-за грехопадения, внутренне человек переживает разлад, с одной стороны, в нем присутствует единство божественной и человеческой природы, но из-за греха человек – существо тварное, подчиненное богу. Наличие в нем божественной благодати делает человека способным к познанию бога и тем самым подводит его к статусу сверхчеловека. Именно эту концепцию в последующем стали активно использовать русские религиозные философы.
Человек как существо тварное является пассивным участником исторического процесса, который полностью ведется богом. Он ничтожен по отношению к богу, бог стоит над человеком и над природой, в отличие от античных богов, которые все же были приближены к человеку. Только приобщившись к богу через ведение праведной жизни и познание его тайн, человек моет искупить свой первородный грех и обрести спасение во время Страшного суда. Поэтому весь сценарий отношения человеку в эпоху средневековья выражается через соотношение грехопадение – искупление.
Одним из самых видных философов эпохи средневековья был Августин Блаженный. В его философии много внимания уделяется душе. Он считал, что человеческий дух нематериален, душа есть только у человека, у животных ее нет. Душа разумна, бессмертна и бесконечна, поскольку существует даже после смерти человека. Именно душа наделяет человека способностью мыслить, испытывать эмоции, проявлять силу воли. Через душу человек управляет своим телом, в этом прежде всего помогает воля. При этом Августин в своем произведении «Исповедь» через самоанализ пытается раскрыть глубины человеческой души, показав ее темные и светлые стороны, противоречивость сущности человека.
С точки зрения Фомы Аквинского человек предстает как промежуточное звено между животным и ангелом. Фома Аквинский считал, что душа и тело едины, но «двигателем» является все же душа, которая и определяет сущность человека.
Человек в эпоху Возрождения
Цельность человеческой личности с тала подчёркиваться философами в эпоху Возрождения. Тело стало рассматриваться не просто как оболочка для души, т. е. то, что делает ее материальной, но и как самостоятельная субстанция. Тело интересовало философов не меньше, чем душа. Однако главная страсть философов Возрождения – это разум. О его силе писали все – от Эразма до Монтеня. Разум трактовался как бесценный дар природы, а не бога. Именно разум отличает человека от других живых существ, и именно он делает человека богоподобным. Мудрость есть высшее благо, поэтому ее распространение – главная задача философов. Свою цель они видели в пропаганде классической античной литературы. Только мудрость и знание делает человека счастливым, в этом – подлинное благородство.
Наиболее ярко античный черты проявили себя в искусстве. Вновь появился интерес к красоте человеческого тела, который начинает формироваться с опорой на античные идеалы, заключенные в пропорциональности. В искусстве Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициана и других скульпторов и художников человек предстает как существо плотское, завораживающее своей красотой, скрытой животной силой, чувственной притягательностью. Однако внешняя красота являлась только отражением красоты духовного мира человека. Такой подход к изображению человека резко отличался от предшествующего периода философии Средневековья, в котором господствовало христианство в качестве основной философской системы.
Философов Возрождения стремились показать необходимость развития человека как духовно, так и телесно. Способствовать этому может изучение литературы, истории, риторики, философии, т.е. те дисциплины которые активно развивались в период античности. Именно в этот период зарождается гуманизм (от лат. слова человечный) как система мировоззрения, защищающая человека. В Италии, Голландии, Германии, Франции и Англии появляются философы, которые выступают против деспотизма церкви, двойной морали, жесткой регламентации жизни человека. В качестве социальной подоплеки лежала борьба третьего сословия за свои права против господствующей феодальной аристократии и духовенства. Гуманисты выступали против идеи посвятить свою жизнь искуплению первородного греха и своих грехов, они считали человека венцом создания и говорили о его праве на счастье и самосовершенствование через творчество. Их система мировоззрения выступает также как антропоцентризм.
Представители эпохи Возрождения
Идеи гуманизма нашли свое отражение в философии следующих представителей культуры эпохи Возрождения:
- Ф. Петрарка
- Л. Валла
- Дж. Пико делла Мирандола
- Данте
- Боккаччо
- Леонардо да Винчи
- Микеланджело
Петрарка был одним из тех, кто первый увидел в античности живой интерес к человеку. Христианское учение, которое подавляло достоинство человека, его не удовлетворяло. Он считал, что человек должен и может быть счастливым на земле, путь к счастью лежит через добродетель, а потакание своим порокам ведет к злу и несчастью. Только тот, кто знает себя, может противостоять соблазнам и считать себя мудрецом, а значит, умея анализировать свои поступки, внутренние принципы и взгляды, человек ими руководит и выстраивает свою жизнь в направлении счастья или несчастья. Таким образом, главная цель жизни человека – это познать себя.
С позиции натурализма подходил к человеку Леонардо да Винчи. В противовес теологии на первое место он выдвигал принцип детерминизма, считая, что именно природа порождает условия, которые приводят к тем или иным явлениям. Знание, которое может добыть человек, противоречит религиозным откровениям. Человек, пытаясь познать окружающий его мир, должен действовать при помощи эксперимента.