Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Буддизм, условия его возникновения, особенности вероучения, основные направления

Буддизм: сущность и отличия от других религий

Определение 1

Буддизм – это одна из мировых религий. Это уникальное верование, главной идеей которого является стремление самосовершенствоваться. Так как в современном мире огромное количество людей стремится изменить не мир, а самих себя, интерес к этой религии не слабеет, а количество ее неофитов возрастает.

У буддизма никогда не было никаких церковных организаций, ни каких-либо иных централизующих социальных институтов. Единственное общее для всех буддистов правило – это право сохранять три драгоценности: Будда, Дхарма и сангха.

  1. Будда – просветленное, ведущее создание, которое достигло духовной вершины естественным путем посредством развития ума и сердца в бесконечной цепи перерождений – сансаре. Главные из этих вершин – просветление и успокоение, которыми ознаменовано окончательное освобождение и достижение высшей цели духовных стремлений в индийской и прочих культурах Востока.
  2. Дхарма – это закон, который открыто просветленным, он является смысловым ядром Вселенной, которое определяет все процессы, происходящие в мире, взаимосцепленные и взаимозависимые. Данный закон был постигнут Буддой и передан ученикам как слова и тексты сутр. Тексты Закона Будды несколько веков подряд предавались из уст в уста. В 80х годах до н.э. эти тексты впервые записали на пали, специально созданные буддийскими монахами на языке близком санскриту.
  3. Сангха – это община людей равных, не обладающих какой-либо собственностью, нищих носителей Закона, которые были хранителями знаний и мастерства, и следовали из поколения в поколение путем Будды.

Буддизм формировался в качестве движения нищих и отверженных в период разрушения родоплеменных отношений и становления раннегражданского общества.

Направления в буддизме и их особенности

Многообразие форм современного буддизма могут быть разделены на три главных направления, которые отличаются сводами канонической литературы, культовыми, поведенческими и прочими особенностями: хинаяну, махаяну и ваджраяну.

Хинаяна (Малая колесница):

Одной из форм изложения Закона в тхераваде и Малой колеснице выступает учение о «четырех благородных истинах»:

  • существование, которое предполагает рождение, старение, болезнь, смерть, недостижение желаемого и пр. – страдание, или духкха;
  • причина страдания предполагает жажду чувственных наслаждений, существование и гибельное перерождение;
  • страдание можно прекратить только искоренением этой жажды, для чего предназначен восьмеричный путь;
  • восьмеричный путь, или Срединный, включает как ступени созерцание закона, размышления о нем, речь, поведение, способы поддерживать жизнь, прилагать силы, память и сосредоточение.
«Буддизм, условия его возникновения, особенности вероучения, основные направления» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Эти четыре истины и их разнообразные аспекты являются объектами медитаций и углубленных раздумий, которым в буддизме отведена ключевая роль в познании и духовном совершенствовании. Состояние полного покоя, достижение нирваны – выступают конечной целью религиозного пути, предполагающего, по примеру Будды, разрыв родственных связей, оставление всех мирских забот и обязанностей, забвение привязанностей и склонностей и монашеский постриг.

Будда учил, что в мире не существует каких-либо вечных сущностей или бессмертных богов, нетленных душ, вообще нет какого-либо постоянства, а есть только безостановочное чередование возникновения и развития, разрушения и гибели, пребывания в непроявленном состоянии и нового проявления. Этот закономерный цикл сансары бесконечен и безначален. За каждым из существ тянется нить кармы, являющаяся результатом его деяний в бесчисленном количестве перерождений, в которых он успел побывать богом, дьяволом, царем, животным и пр. Но наиболее благоприятной для совершенствования и достижения нирваны является личина человека.

Буддизм в Индии, в отличие от других стран, отрицал возможность существования вечного носителя кармы, то есть души, или атамана. В соответствии со школами хинаяны, только самостоятельные нравственные и духовные усилия способны благоприятным образом сказываться на судьбе индивида, так как над законом кармы не властны ни люди, ни боги, ни сверхъестественные силы.

Замечание 1

Крупнейшими мыслителями среди представителей хинаяны V века принято считать Буддхагхошу и Васубандху.

Махаяна (Великая колесница) в центр своего учения ставит взгляд на небесные и земные бодхисаттвахи. Первые – это существа, которые уже обрели Просветление (бодхи), но они дали обет оставаться в кругу перерождений, чтобы помогать другим существам в достижении этого состояния и нирваны. Земными бодхисаттвами выступают монахи и миряне махаяны, которые стремятся к достижению просветления из сострадания к мукам ближнего. Делать это необходимо с любовью, но не испытывая привязанность, чему можно научиться посредством 10 типов совершенствования:

  • даяние
  • нравственность
  • терпимость
  • решимость
  • сосредоточенное созерцание (медитация)
  • проникновенная мудрость
  • молитва
  • сила
  • знание.

Обретаемое совершенство характеризуется сверхъестественными способностями адепта, к которым относят ясновидение, яснослышание, чтение чужих мыслей, память о прошлых перерождениях, чудесная сила. Бодхисаттва постоянно находится в пути, накапливает добродетели и знания, постигает таинство «пустотности» (шуньята).

Главные школы махаяны – школа срединников (мадхьямика) и школа йоги сознания (йогачара и виджнянавада), которыми были внесены изменения в несколько подшкол в Индии, а в современном мире они существуют среди тибетцев, китайцев, японцев и других буддистов махаяны.

Ваджраяна (Алмазная колесница, буддийский тантризм) – V-VI века. Тантры учат только посвященных посредством огромного числа йогических практик. Ваджраяна в своем учении почти идентична махаяне, однако считает возможным обретение Просветления именно в этой жизни. А также была разработана многоуровневая система йоги. Существует три внешние системы тантризма:

  • Крийя-тантра – ритуалы речи и тела;
  • Чарья-йога – простая йога ума;
  • Йога-тантра – сложная йога ума.

Внешние системы тантризма более раннего периода были распространены по Китаю и Японии. Обе тантрические системы практиковались только в Индии, Гималаях, Тибете и среди монгольских народов, а сегодня этот тантризм популярен на Западе и в России.

Дата последнего обновления статьи: 20.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot