Общий порядок регулирования рекламной деятельности
Регулирование рекламной деятельности – это процесс регламентирования деятельности участников рекламного процесса, осуществляемый на макро-, мезо- и микроуровнях.
Для понимания общего порядка регулирования рекламной деятельности необходимо, прежде всего, определить, что же следует понимать под этой самой «рекламной деятельностью». В общем смысле под рекламной деятельностью следует понимать процессы производства, размещения и распространения рекламы.
Основными участниками (субъектами) рекламной деятельности выступают:
- рекламодатели (заказчики рекламы);
- рекламопроизводители (лица, создающие рекламу и придающие ей форму);
- рекламораспространители (лица, обеспечивающие доведение рекламного сообщения до рекламной аудитории).
В рекламной деятельности участие могут принимать фирмы, заказывающие и оплачивающие рекламу, рекламные агентства, типографии, средства массовой информации и т.п. Все они, так или иначе, вступают в отношения друг с другом. Порядок регламентирования этих отношений как раз и лежит в основе регулирования рынка рекламы.
Регулирование рекламной деятельности начинается с государственного регламентирования, основанного на установлении норм выстраивания договорных отношений между субъектами рекламной деятельности и правил представления самой рекламы. Определяющая роль в данном процессе отводится закону «О рекламе». Однако это не единственный документ, имеющий отношение к рекламной деятельности. Рассмотрим иных нормативно-правовые акты.
Прочие нормативно-правовые акты (кроме закона «О рекламе»), регулирующие те или иные аспекты рекламной деятельности
В основе регламентирования и регулирования деятельности субъектов рекламного рынка лежит обширная нормативно-правовая база. Наименования основных законодательных актов, имеющих прямое либо косвенное отношение к регулированию рекламной деятельности за исключением основного документа (федерального закона «О рекламе») в общем виде представлены на рисунке 1. Рассмотрим некоторые из них более подробно.
Рисунок 1. Нормативно-правовая база регламентирования отношений в сфере рекламы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Каждый из представленных на рисунке 1 нормативно-правовых актов привносит свою лепту в формирование рекламного законодательства в Российской Федерации. Одни из них напрямую связаны с производством, размещением и распространением рекламной информации, другие принимают лишь косвенное участие в регламентировании отношений в сфере рекламы. Так или иначе, все они действуют на территории нашей страны, а их положения являются обязательными для соблюдения участниками рекламного процесса.
Гражданский кодекс РФ регламентирует нормы гражданских правоотношений участников рынка рекламы. Его нормы определяют следующие положения, необходимые для рекламного процесса:
- об объектах гражданских правоотношений (к примеру, рекламных услугах и работах, рекламных информационных ресурсах и пр.);
- о сделках и обязательствах (включая рекламные договора);
- о правах имущественного порядка и неимущественных правах (например, правах собственности и авторства соответственно);
- о коммерческих организациях и физических лицах (например, выступающих в роли рекламных агентств и агентов);
- об общественных объединениях (например, ассоциациях и союзах рекламных агентств).
Помимо гражданского кодекса существует целый ряд законов, устанавливающих правовой режим для осуществления рекламной деятельности. В частности, к таким законам относятся закон «О защите прав потребителей», «О коммерческой тайне», «О средствах массовой информации», «Об информации, информационных технологиях и защите информации» и др. Все они приняты на федеральном уровне.
К числу нормативно-правовых актов, которые обеспечивают государственное регулирование рекламной деятельности как одной из разновидностей предпринимательства, относятся закон «О защите конкуренции» и «О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Основы правовой базы регулирования налоговых отношений в сфере рекламной деятельности определяются положениями Налогового кодекса Российской Федерации и соответствующими к ним разъяснениями.
Отдельные разъяснения по вопросам регламентирования отношений в сфере рекламы можно найти в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ по делам, которые непосредственно связаны с рекламной деятельностью и т.д.
Правовые основы контроля рекламной деятельности, заложенные в законодательных актах, имеющих отношение к рекламной деятельности
Постановление о федеральной антимонопольной службе (ФАС) определяет ее функции в части обеспечения контроля и ведения надзора за соблюдением действующего в сфере рекламы законодательства. Согласно данному документу служба имеет все необходимые полномочия для принятия соответствующих нормативно-правовых актов, включая приказы, определения и постановления в пределах своей компетенции в случаях, которые предусмотрены действующим рекламным законодательством. Помимо прочего, в этих же случаях Федеральная антимонопольная служба занимается выдачей предписаний, обязательных для исполнения организациями (как коммерческими, так и некоммерческими), органами исполнительной власти и местного самоуправления.
В целях осуществления контроля над соблюдением СМИ российского законодательства о рекламе между двумя федеральными службами (Антимонопольной службой и Росохранкультурой) заключено специальное Соглашение об информационном взаимодействии. Согласно этому документу стороны обязаны обеспечить оперативный регулярный обмен информацией о вопросах, касающихся соблюдения действующего на территории Российской Федерации рекламного законодательства, а также осуществлять взаимные консультации и обмен документами, справочными и иными материалами, которые необходимы для проведения соответствующих контрольных мероприятий. Совместно и каждая по отдельности эти службы планируют и организуют мероприятия, связанные с проверкой сообщений и материалов, распространяемых в СМИ.
Отдельные сферы распространения рекламы подлежат контролю со стороны иных органов и служб. Так. Например, порядок размещения наружной рекламы определяется соответствующим Госстандартом № 52044-2003