Понятие внутренней общественности и сущность внутрикорпоративного PR
Внутренняя общественность – это объект внутрикорпоративного PR.
Понятие внутренней общественности является весьма размытым, общности мнений касательно определения его сущности не существует. Тем не менее, именно внутренняя общественность выступает тем объектом, на который направлен внутренний PR или, как его еще принято называть, внутрикорпоративные связи с общественностью.
Понятие внутренней общественности включает в себя, прежде всего, сотрудников организации. Именно на них делается основной акцент во внутреннем PR. При этом само понятие внутрикорпоративных связей с общественностью имеет ряд специфических особенностей. Основными из них считаются универсальность и традиционность. Именно они предопределяют их суть.
Универсальность внутренней общественности заключается в том, что отношения с ней в той или иной форме имеют место практически в любой организации, вне зависимости от сферы PR, в которой та функционирует. Тем не менее, практика показывает, что наибольшее развитие внутрикорпоративный PR получил непосредственно в бизнес-среде.
Традиционность внутрикорпоративных связей с общественностью опосредована богатой историей данного направления, начало которому было положено еще в конце XIX – начале ХХ вв.
Тем не менее, даже при всей традиционности тематика внутрикорпоративного PR требует дополнительного обсуждения, особенно в части своей объектной среды. Во-первых, не вполне ясна суть самого понятие внутренней общественности. Во-вторых, сама внутренняя общественность по своему характеру остается неоднородной. Как минимум она может быть разделена на высший и средний менеджмент, а также группу сотрудников, выполняющих исключительно исполнительские функции.
Так или иначе, внутрикорпоративный PR представляет собой выстроенную особым образом систему взаимоотношений внутри компании, базирующуюся на принципах корпоративной культуры, этики, внутренней коммуникации. Все вместе они формируют четко продуманную и взвешенную информационно-коммуникационную политику, ориентированную на поддержания положительного имиджа бизнес-структуры в создании ее работников.
Цели и задачи внутрикорпоративных связей с общественностью
Внутрикорпоративные связи с общественностью – это структурированное, целенаправленное информационное воздействие на сотрудников компании с целью укрепления в их глазах имиджа организации.
Иначе их также принято называть внутренним паблик рилейшнз или корпоративным PR. Их основополагающей целью выступает обеспечение успешности функционирования компании посредством создания двусторонних коммуникаций между руководством организации и ее сотрудниками, выстраивания благоприятной внутренней социально-психологической среды, повышения роста лояльности и следующей за ней эффективности функционирования каждого работника фирмы.
К числу прочих целей внутрикорпоративных связей с общественностью относятся создание эффективной управленческой команды, формирование атмосферы доверия между работодателем и сотрудниками, а также приобщение последних к организационной культуре.
По большому счету внутрикорпоративные связи с общественностью имеют двуединую природу: с одной стороны, они выступают в качестве самостоятельной функции менеджмента, а с другой – являются составным элементом общего комплекса интегрированных маркетинговых коммуникаций. Так или иначе, они выполняют ряд важнейших задач, связанных с:
- формированием и поддержанием фирменного стиля, единых стандартов поведения и организационной культуры;
- содействием развитию положительной мотивации у работников;
- воспитанием сотрудников компании как носителей имиджа и фирменного стиля организации;
- выстраиванием положительного имиджа корпорации-работодателя;
- оказанием информационной поддержки управленческих решений и пр.
Так или иначе, внутрикорпоративный PR предназначен для повышения лояльности сотрудников и формирования в их умах благосклонного отношения к организации и ее деятельности. Целевой аудиторией внутреннего PR выступает персонал корпоративной структуры.
Информационную основу внутрикорпоративных связей с общественностью составляют пять базовых типов инструментов, связанных с их решением. В общем виде они представлены на рисунке 1. Каждый из них имеет свои особенности.
Рисунок 1. Общая типология инструментов внутрикорпоративных связей с общественностью. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Информационные инструменты внутрикорпоративных связей с общественностью нацелены на то, чтобы довести до сведения сотрудников необходимую информацию.
Аналитические инструменты предназначены для изучения мнений, настроений и ответных реакций сотрудников фирмы.
Инструменты организационного порядка ориентированы на реализацию комплекса мероприятий, проводимых для сотрудников корпорации.
Коммуникационные инструменты внутреннего PR связаны с использованием личных коммуникаций между сотрудниками и руководством.
Инструменты кризисной реакции предназначены для решения задач посткризисного реагирования.
Порядок формирования и развития внутрикорпоративных связей с общественностью
Формирование и развитие внутрикорпоративного PR во внутреннем коммуникационном пространстве происходит в рамках определенного механизма, состоящего из девяти основных этапов, каждый из которых преследует определённые цели и решает соответствующие им задачи:
- в рамках первого этапа производится определение и выявление существующих проблем;
- второй этап опосредован проведением ситуационного анализа;
- третий этап связан с постановкой целей и задач внутрикорпоративных связей с общественностью;
- в рамках четвертого этапа формируется стратегия их развития;
- на пятом этапе осуществляется стратегическое планирование внутренней PR-деятельности организации;
- шестой этап предполагает характеристику внутренней целевой аудитории;
- седьмой этап связан с оперативным планированием внутренних коммуникаций;
- на восьмом этапе производится непосредственно сама реализация внутреннего PR;
- в рамках девятого (заключительного) этапа осуществляется контроль эффективности внутрикорпоративных связей с общественностью.
Таким образом, выстраивается система внутреннего PR.