Сущность и основы торговой коммуникации в эпоху Средневековья
Торговая коммуникация – это деятельность по обмену информацией в процессе товарно-денежного обмена, основанная на оказании целенаправленного воздействия на перцептивную и сенсорную стороны общения, а также на эмоции и чувства субъектов коммуникации.
Торговая коммуникация возникает и развивается в сфере торговых отношений, то есть в сфере купли-продажи товаров и услуг. В Средние века торговля активно развивалась, причем само по себе это занятие считалось весьма опасным и трудным. Занимались им преимущественно купцы и городские торговцы (крестьяне, ремесленники).
Наиболее широкие возможности для коммуникационного взаимодействия имели купцы. Они отличались высокой степенью мобильности и часто перемещались по всей Европе, владея различными языками и имея контакты в различных городах. Для торговцев отсутствовали межгосударственные ограничения, нередко препятствовавшие взаимодействию знати и королей. В виду этого торговые международные союзы по обыкновению были более прочными, нежели государственные, и существовали дольше.
Так или иначе, в целях поддержания интереса к информации, распространяемой торговцами, необходимо было соблюдать два условия – обеспечивать оперативность ее поступления с одной стороны, и доступность изложения – с другой стороны.
Основными направлениями торговой коммуникации в Средние века считались:
- устная коммуникация (активно использовалась);
- письменная коммуникация (была плохо развита);
- формирование имиджа и образа рыночного торговца (имело большое значение для успеха торговли).
Рассмотрим их более подробно.
Устная торговая коммуникация в Средние века
В эпоху Средневековья коммуникации в сфере торговли носили преимущественно устный характер. Их наиболее распространенными формами выступали слухи и сведения, которые передавали очевидцы (сами купцы и путешественники), а также «крики улиц» и деятельность глашатаев. История показывает, что информация торговцев друг о друге разносилась весьма широко. Так, например, в Ирландии знали имена и репутацию купцов Средиземноморья.
Основными носителями информации выступали купцы. Основной причиной тому выступало отсутствие регулярного сообщения (включая почтовое) – лишь изредка в том или ином городе Европы появлялись люди, способные рассказать о событиях на другом конце материка.
В рамках устной коммуникации купцы часто общались с местным населением, покупателями и поставщиками. При этом точность и достоверность передаваемых ими сведений, как правило, проверке практически не поддавались.
Отдельного внимания в эпоху Средневековья заслуживают ярмарки, представлявшие собой ежегодные межрегиональные и международные массовые мероприятия, включающие в себя различные элементы (рисунок 1).
Рисунок 1. Структура ярмарочных мероприятий. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Ярмарки привлекали к себе интерес всех слоев общества, а регулярный характер их проведения способствовал формирования особой ярмарочной культуры (в частности речь идет о специфическом фольклоре и ярмарочных аттракционах («балаганах»)).
В рамках организации и проведения ярмарок также обеспечивалось распространение и обмен информацией, что позволяет относить их к одной из форм устной торговой коммуникации.
Наряду с ярмарками в городах стали появляться постоянно действующие рынки (так называемые «брусы» или «биржи»). Они также служили местом поддержания контактов между представителями торговых и ремесленных объединений.
Письменная торговая коммуникация в Средние века
Помимо устных форм коммуникационного взаимодействия в сфере торговли в Средние века практиковалась письменная коммуникация. Она могла принимать различные формы, одной из которых выступала письменная реклама. Начало ее формированию было положено еще во времена Античности, в эпоху Средневековья она не получила широкого развития. Причина этого кроется в том, что сама письменность в это время считалась сакральной, так как умением писать обладали в основном священнослужители, а потому письменные документы обычно использовались в сфере государственного управления, науке и искусстве. Более же «приземленные сферы», к числу которых относилась и сама торговля, обходились устными средствами.
Более-менее активное развитие письменных форм торговой коммуникации началось лишь с распространением в Европе типографского дела во второй половина 1450-х гг. В результате развития печатного дела и роста общего уровня грамотности населения существенно укрепило письменную коммуникацию, хотя она по-прежнему и рядом не стояла с устными формами обмена информацией.
Так или иначе, новостная информация стала играть все более важную роль, а в какое-то время и вовсе стала самостоятельным товаром. В результате появились специальные учреждения, которые занимались ее распространением на коммерческой основе. Сначала это были распространители рукописных листков с новостями, затем появились рукописные ведомости. Собственно газетная деятельность появилась позже (лишь в XVI веке).
Построение имиджа торговца и его товара в эпоху Средневековья
Особое внимание в эпоху Средневековья купцы уделяли построению собственного имиджа и имиджа некоторых продаваемых ими товаров. Так, например, если сырье, продукты питания и ткани не нуждались в особой рекламе, так как потребность в них испытывали практически все люди, то восточные товары, как правило, продвигались как товары, предназначенные для знати, поскольку они олицетворяли роскошь и престиж. К подобного рода товарам обычно относились:
- хрусталь;
- китайские шелка;
- персидские ковры;
- сирийские духи и пр.
Продавая такие товары, купцы стремились создать им соответствующий образ, для чего рассказывали истории заморских стран, делились секретами зарубежных красавиц и пр. Они всячески стремились обольстить своих богатых покупателей. В результате аристократы и состоятельные простолюдины покупали заморские товары, хотя и не испытывали в них особой нужды. Само по себе обладание таким продуктом считалось символом принадлежности к определенному классу и выступало в качестве дополнительного штриха к репутации.