Понятие «Социальная реклама» имеет английские корни и происходит от английского словосочетания «Social Advertising», которое означает привлечение интереса к существенным проблемам или явлениям. Социальная реклама – это один из видов рекламы, целю которого является смена моделей социального поведения. Иными словами, это метод распространения социальных образов, мыслей и идей внутри общества, способствующих гуманизации социальной среды в целом.
Рассмотрим различные классификации видов социальной рекламы.
Классификация социальной рекламы по содержанию
По содержанию социальная реклама делится на следующие виды:
-
Реклама ценностей направлена на привлечение внимания, внедрение и пропаганду в обществе тех или иных нематериальных ценностей, идей или позиций.
Например, реклама «трезвости» имеет своей целью распространение в обществе убеждений в ведении трезвого образа жизни; реклама на тему поддержания чистоты направлена на распространение в обществе уважения к чистоте и порядку; реклама на тему внимания к детям имеет своей целью обращение внимания родителей к воспитанию детей.
-
Реклама НКО, всяческих событий, проектов, мероприятий или программ направлена на формирование и поддержку интереса к всяческим некоммерческим организациям, движениям, событиям, и пр., которые, в свою очередь, нацелены на решение социальных и общественных проблем.
Например, реклама сбора вторичного сырья и отходов для их последующей переработки направлена на формирование интереса членов общества к сортировке мусора и его дальнейшей сдачи; реклама донорских акций направлена на привлечение внимания к явлению донорства.
-
Информационно-просветительская реклама носит просветительский характер. Она содержит в себе развёрнутую информацию по какой-либо теме.
Например, плакаты и стенгазеты по темам алкогольной зависимости и экологии окружающей среды, содержащие довольно подробную информацию по этим проблемам.
Классификация рекламы по типу заказчика
По типу заказчика социальная реклама делится на следующие виды.
Государственная социальная реклама – это реклама, направленная на обеспечение и защиту интересов государственных структур, таких как армия, органы власти, министерства и ведомства, инспекции и службы.
В качестве примеров можно привести:
- призывы вовремя уплачивать налоги, алименты,
- соблюдать ПДД,
- агитации военной службы по контракту.
Социальная реклама НКO, размещаемая некоммерческими организациями – фондами, общественными движениями, объединениями и т.п. Например, реклама фондов «День Добрых Дел», «Рус фонд», «Подари жизнь».
Социальная реклама коммерческих структур, размещаемая различными коммерческими организациями по собственной инициативе и за собственный счет.
Общественная социальная реклама размещается по инициативе неофициальных общественных движений или групп, или по инициативе отдельных граждан. Такой вид социальной рекламы размещается за счет собственных средств лиц, выдвигающих рекламу.
Примером могут послужить как самодельные, так и готовые плакаты разных движений и проектов, например, «Общего дела».
Классификация социальной рекламы по характеру воздействия
По характеру воздействия социальная реклама делится на следующие виды.
Призывающая социальная реклама характеризуется призывом к действию. Например, «будьте примером для подрастающего поколения, ведите здоровый образ жизни!».
Вопрошающая социальная реклама содержит в своем составе вопрос, который адресован аудитории и заставляет эту аудиторию задуматься o содержании рекламного лозунга. Например, «a что важнее для тебя: привычка или здоровье ребёнка?».
Тезисная социальная реклама не содержит никаких оценок, но включает в себя определённый тезис, показывающий преимущества или недостатки общественных моделей поведения. Например, «y меня не будет ни сигаретки, ни рака лёгких, ни больных детей». Тезис может быть выражен с помощью визуально -графических образов без слов.
Информирующая социальная реклама имеет своей целью распространение в развернутой форме важной информации, которая может изменить модель поведения людей. Например, стенгазета по экологической тематике.
Комбинированный вид рекламы, содержащий как некую новую информацию для аудитории, так и призыв к действию. Например, объявления на тему Единых Государственных Экзаменов.
Классификация социальной рекламы по формату
По формату социальная реклама делится на следующие виды.
Звуковая социальная реклама, характерная для радиопередач. Она может передавать сведения o разных проектах и мероприятиях, может преподносить некие тезисы, направленные на изменение моделей поведения слушателей. Например, есть социальная аудиореклама, призывающая забрать ребёнка в семью из детского дома.
Визуально-графическая социальная реклама – это всевозможные баннеры, плакаты и афиши.
Визуально-кинематографическая социальная реклама представляется в форме видеороликов, транслируемых на видео-мониторах на улице, в общественном транспорте, внутри помещений или с помощью электронно-цифровой техники.
Визуально-объектная – это своеобразный вид социальной рекламы, который представляет собой материальные объекты, не предназначенные для распространения рекламы напрямую. К примеру, это могут быть для окурков в форме легких человека.
Текстовая социальная реклама выполнена в форме простого текста без всяческих образов, сопровождающих его. Примером могут послужить экраны с «бегущей строкой», устанавливаемые на улицах, в общественном транспорте или иных местах.
Классификация социальной рекламы по смысловому вектору
По смысловому вектору социальная реклама делится на следующие виды:
- Позитивная социальная реклама - несет в себе что-то правильное, конструктивное и имеет смысл «ЗA». При этом необязательно на плакате должно присутствовать слово «за», достаточно обращения внимания на позитивное явление и создание его положительного образа.
- Негативная социальная реклама несет в себе что-то неправильное, деструктивное и имеет смысл «ПРOТИВ». В таких рекламах обращается внимание на проблемы, акцентируется их губительность для общества, создается негативный образ разрушающих моделей поведения.