Сущность, цели и функции социальной рекламы
Понятие социальной рекламы используется в основном в России и странах бывшего СССР, в других странах это общественная или некоммерческая реклама.
Социальная реклама – это способ распространения информации о проблемах в социуме и формирования духовных ценностей у людей
Социальная реклама, в отличие от коммерческой, не направлена на получение прибыли. Главной целью данного вида рекламы является привлечение внимания общества к определенным общественно-социальным проблемам и закрепление в их сознании положительного поведения в социуме.
И традиционная реклама, и социальная функционируют в одном пространстве, заимствуют приемы воздействия на целевую аудиторию. Коммерческая реклама также как и некоммерческая меняет модели поведения в обществе, но только с экономической точки зрения.
Социальная реклама служит для гуманизации социума и воспитание нравственных ценностей. Она создается, чтобы оказать влияние на отношение к определенной проблеме, найти пути ее решения и обеспечить благоприятный психоэмоциональный настрой в обществе.
Социальная реклама выполняет следующие функции:
- Информационная функция – это передача определенной информации об организации социального мероприятия или проекта (плакаты с приглашением на проведение субботника, уведомление о раздельном сборе бытового мусора и др.).
- Образовательная функция – создание плакатов, стенгазет и видеороликов с просветительской информации для повышения грамотности населения в каких-либо сферах (ведение здорового образа жизни, финансовая грамотность, экология, вред курения и алкоголя и др.).
- Воспитальная функция направлена на формирование у людей положительного поведения в обществе (уважение старших, помощь пожилым людям и др.)
- Идеологическая функция – это продвижение идей, которые являются основной мировоззрения любого человека, а также укрепление определенной идеологии в обществе.
- Такая реклама показывает борьбу разных взглядов, мнений и отношений членов общества с целью пропаганды своих установок для социума.
- Агитационная функция - это призыв представителям общества к конкретным действиям, воздействуя на их сознание. Например, живите трезво, не курите в общественном месте, будьте бдительны и т.д.
- Экономическая функция заключается в получении выгоды для общества и государства. Благодаря социальной рекламе достигается определенный эффект по снижению остроты проблем в обществе.
- Имиджевая функция – это размещение социальной рекламы за счет спонсоров, которые в ней упоминаются, тем самым повышая свою репутацию.
Виды социальной рекламы
Приоритетными направлениями программ по социальной рекламе являются:
- общество: проблемы безопасности и жизнедеятельности, проблемы интеграции людей с ограниченными возможностями, профилактика социально опасных явлений и др.;
- семья: защита детства и материнства, ценность семейных ценностей и др.;
- экология: проблемы загрязнения окружающей среды, защита животных, лесов и заповедников и т.д.;
- здравоохранение: здоровый образ жизни, планирование семьи, профилактика опасных заболеваний, отказ от вредных привычек.
В общем виде различают четыре разновидности социальной рекламы.
Первым видом социальной рекламы является реклама законности и правопорядка, которая направлена на развития сознания людей относительно соблюдения законов, защиту прав и свобод граждан.
Второй вид – это реклама определенного образа жизни. Она ориентирована на устранение негативных явлений в обществе, таких как курение, алкоголизм и наркомания. Также в данной рекламе демонстрируется поддержка здорового образа жизни.
Далее отмечают такой вид социальной рекламы, как адресная реклама. Это информирование общества о местоположении специальных государственных служб и общественных организаций, к которым можно обращаться при возникновении определенных ситуациях (служба спасения, службы психологической помощи и др.).
Также различают событийную рекламу, которая пропагандирует общественно-значимые мероприятия и события с целью объединения людей (праздник, спортивные мероприятия и др.).
И последний вид социальной рекламы – это реклама милосердия и благотворительности. Это поиск и сбор средств на решение социальных проблем (восстановление церкви, лечение детей, открытие питомников и приютов и др.).
Более конкретная классификация видов социальной рекламы представлена в таблице:
Виды социальной рекламы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ">
Рисунок 1. Виды социальной рекламы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Особенности создания социальной рекламы
При создании любой рекламы учитываются два ее основных элемента, которые воздействуют на потребителя. Это вербальная и визуальная составляющие.
В последнее время именно изобразительные части рекламного сообщения занимают большую его часть, поскольку большинство людей визуальную информацию воспринимают лучше, чем текстовую и вербальную.
В связи с этим рекламодатели стараются основную информацию выразить в виде изображений, добавим несколько слов для описания. Образы в рекламе воспринимаются лучше и легче, чем тест, который надо прочитать и понять. Воздействие на эмоции человека является залогом успешной рекламы.
Визуальные элементы рекламы (иллюстрации, логотипы, видеоизображения, цветовое оформление и т.д.) заставляют человека к совершению определенных действий. Но не стоит забывать о необходимости использования всех частей визуализации в рекламе, в противном случае потребителю не будет понятна такое сообщение.
Существует ряд требований, которые предъявляются к визуальной и вербальной составляющих социальной рекламы.
Рисунок 2. Общие требования к созданию вербальной и визуальной частей социальной. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основными этапами создания социальной рекламы являются следующие:
- Исследование целевой аудитории.
- Создание обращения.
- Выбор средство распространения и размещения рекламы
- Подбор инструментов воздействия на аудиторию
- Получение обратной связи
При создании, производстве и распространении социальной рекламы необходимо четко соблюдать все этапы, чтобы в результате получить эффективный призыв к существованию проблем в обществе, привлечь к ним внимание и получить помощь в их решении.