Выставки как жанр рекламы
Выставки – это рыночные мероприятия, в рамках которых участники выставки (экспоненты) представляют свои товары и услуги посредством представления публике выставочных образцов.
Первые выставки в России начали проводиться еще в XIX веке. С тех пор они прочно вошли в практику рекламной деятельности и по праву стали считаться рекламным жанром синтетического типа. Их эффективность не единожды была доказана на практике.
В основе любой выставки лежит публичное представление членам общества и профессиональным участникам рынка различных достижений в сфере промышленности, хозяйства, искусства, науки и прочих областях. Выставки могут проводиться на различных уровнях. Наиболее крупными уровнями их организации считаются общенациональный и международный уровни.
Работа каждой выставки тщательно планируется. Основными этапами этого процесса выступает планирование подготовки выставочного мероприятия, его проведения, а также подведение итого выставки. Сама работа на выставке планируется по нескольким направлениям, начиная от расписания работы стендистов и заканчивая организацией учета и оценки посетителей выставки.
Выставки служат и всегда служили одной из форм прямого маркетинга. Их сущностным предназначением выступает установление долгосрочных связей с покупателями. Обычно на выставках демонстрируются образцы продукции. Таким образом, предлагаемые рынку товары демонстрируются «живьем» и «в действии», что на практике весьма эффективно.
Особенности организации и проведения выставок в России в XIX столетии
Согласно статистике в нашей стране, начиная с 1829 года, было организовано и проведено порядка 16 выставок общенационального масштаба весьма примечательно, что в те времена они носили название Всероссийских мануфактурных выставок. Их название говорит само за себя. Их характеризуют следующие особенности:
- ответственность за организацию общенациональных выставок брало на себя государство;
- сами выставки представляли собой дорогостоящие смотры изготовленной продукции;
- основной целью проведения выставок выступало пробуждение творческой конкуренции между российскими промышленниками.
К числу прочих целей проведения выставок относилось установление более тесных связей производителями, а также демонстрация потребителям лучших товаров из числа существующих. Согласно сопроводительному каталогу выставки от 1849 года, проводимой в Санкт-Петербурге, она была предназначена для демонстрации успехов, достигнутых в каждой из отраслей промышленности и возбуждения конкуренции среди производителей.
Дополнительным стимулом для развития выставочного дела в России стало продвижение общеевропейских стандартов в производственной сфере и коммерческой среде. Во второй половине XIX века Россия стала принимать все более активное участие в международных выставках промышленно-технического характера. В 1861 году в Санкт-Петербурге была организована и проведена Всероссийская мануфактурная выставка, для демонстрации на ней было использовано порядка 1003 экспонатов. Подобная выставка проходила в Санкт-Петербурге в 1870 году. Для участия в ней было привезено свыше 3 тысяч образцов продукции из всех регионов страны. Эти образцы продукции были классифицированы на 43 раздела, некоторые из них представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Пример классификации экспонатов выставки 1870-го года. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, выставка была весьма обширной, на ней демонстрировалось огромное количество экспонатов продукции. В нескольких отделах в качестве экспонатов были выставлены пищевые продукты, такие как кондитерские изделия, сахар, мука, напитки.
Переломным этапом в развитии выставочного дела стало проведение очередной подобной выставки в Москве (1882 год). На ней экспонировалось уже порядка 4 тысяч экспонатов. Диапазон охвата ими жизненной реальности был существенно расширен. Все это нашло свое отражение в смене названия самой экспозиции. Теперь она стала называться всероссийской художественно-промышленной выставкой. Изменилась и цель ее проведения. Если основной задачей выставки 1870 года было предоставление верной и добросовестной картины русской промышленности, то замысел выставки 1882 года был сведен уже к идее развития творчества.
На выставке нового поколения были выставлены:
- бронзовое литье;
- образцы легкой и тяжелой промышленности;
- посуда;
- мебель;
- ювелирные изделия;
- широкий раздел продукции кустарного производства.
Комиссией по устройству выставок, которую обычно заблаговременно назначало правительство, было предложено устроить собственные художественные салоны, в которые профессиональные живописцы и скульпторы могли бы прорекламировать свои произведения. По итогам выставки комиссией было дано заключение, по результатам которого важнейшим результатом выставки было признано поселение в участниках и посетителях выставки доверия к своим силам.
Примечательно, что основной деталью, наиболее ярко запомнившейся посетителям выставки, стал рекламный трюк, который под влиянием западных образцов устроили представители парфюмерной компании. В рамках этой акции возле павильона, в котором демонстрировалась парфюмерная продукция, был поставлен небольшой фонтанчик, который вместо воды брызгал цветочным одеколоном. В результате фирма обрела невероятную популярность среди всех, кто прикоснулся к фонтанчику или слышал о нем от других.
В целом система выставок подобного рода сформировалась в России приблизительно к концу XIX столетия. Более того, она превратилась в синтетическую форму рекламы, представляющую собой буквально все ее разновидности, начиная от афиш и плакатной рекламы и заканчивая фотоэлементами. На первое место в выставочном пространстве безусловно выдвигалось проведение рекламных акций, основанных на организации определенных событий, имевших под собой рекламную цель и предполагающих демонстрацию в той или иной форме объектов в действии и динамике.