Понятие и сущность PR
PR (от англ. «public relations») – это одна из управленческих функций маркетинга, основанная на правильной подаче информации и сопряженная с установлением и поддержанием тесных коммуникаций, достижением взаимопонимания и сотрудничества между организацией, брендом, личностью и общественностью.
По большому счету PR представляет собой особого рода управленческую деятельность, основной задачей которой выступает формирование выгодных взаимоотношений между компанией, предлагающей рынку товары и услуги, и обществом. Эффективность функционирования любой компании и ее экономический результат в значительной степени зависят от эффективности этой деятельности.
В современном бизнесе PR служит основой формирования общественного мнения, создания репутации компании и управления ею. Так или иначе, PR призван обеспечивать эффективный диалог между бизнесом и его целевой аудиторией, выстраивая и поддерживая репутацию организации, формируя позитивный образ ее товаров (услуг) и ключевых сотрудников.
PR не являются:
- бесплатная реклама;
- манипуляция общественным сознанием;
- исключительно коммуникации со средствами массовой информации.
Вместо этого PR связан с выстраиванием отношения со средствами массовой информации на безвозмездной основе, информированием широкой общественности о реальном положении дел. Более того, PR это не только связи со СМИ, но и взаимодействия с широкой общественностью, к которой также относятся клиенты, партнеры, инвесторы, широкие слои общества и даже сами сотрудники организации.
В практическом ключе PR представляет собой непрерывную деятельность, состоящую из определенной последовательности акций, которые подчинены единой цели и объединены долгосрочной программой.
Место и роль PR в современном бизнесе
PR выступает составной частью маркетинга и является одним из инструментов реализации его инициатив. Именно благодаря ему создается и поддерживается благоприятная среда для работы компании, за счет нее обеспечивается успех всей маркетинговой деятельности фирмы. Таким образом, планомерная и продуманная PR-деятельность служит залогом устойчивости и успешности развития бизнеса в долгосрочной перспективе.
Часто в сфере бизнеса PR выступает основой для формирования репутационного капитала и служит способом взаимодействия с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами).
Современный PR активно использует двустороннюю взаимосвязь между компанией и обществом. Ответственность за формирование и поддержание этой связи несут соответствующие PR-специалисты. Их главной целью выступает продвижение непосредственно самой организации в обществе, а не рыночное продвижение ее продукции.
Потребность в использовании PR в современном бизнесе определяется растущей зависимостью бизнеса от общества, его предпочтений, представлений и действий. Сегодня результаты функционирования любой организации напрямую зависят от степени практического использования PR-механизмов в сфере развития общественного мнения и выстраивания результативных коммуникаций. В таких условиях бизнес обеспечивает достижение поставленных перед ним целей за счет целенаправленного и планомерного воздействия на действия и повадки широкой общественности.
Наиболее актуальной и целесообразной PR работа считается в следующих случаях:
- когда имеется потребность избавиться от проблем, связанных с негативными последствиями деятельности организации;
- когда компания стремится укрепить свою рыночную репутацию;
- когда компания активно реализует политику неценовой рыночной конкуренции и борется за общественное признание и пр.
Сущность PR в современном бизнесе сводится к реализации компаниями совокупности координированных действий, направленных на формирование общественного мнения с целью изменить его и поведение людей, с ним связанное, в выгодную для себя сторону.
Основные сферы PR в современной бизнес среде в общем виде представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Базовые инструменты PR в бизнесе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На практике PR чаще всего ассоциируется с взаимодействием организации со средствами массовой информации и реализацией социально значимых проектов (в первую очередь, спонсорством и благотворительностью).
Функции и методы PR в современном бизнесе
В современной бизнес среде PR выполняет определенную функциональную нагрузку. В частности, речь идет о реализации функций, связанных с установлением взаимопонимания и доверительных отношений между бизнесом и общественностью, созданием благоприятного образа фирмы, поддержанием и сохранением ее рыночной репутации, расширения сферы влияния за счет рекламы и пропаганды, а также созданием у сотрудников организации чувства ответственности и заинтересованности в делах фирмы.
На сегодняшний день основными методами практической реализации PR-активности считаются:
- информирование общественности посредством использования средств массовой информации (статьи, пресс-конференции и пр.);
- распространение печатной продукции (пресс-релизы, каталоги и пр.);
- устная речь (выступление сотрудников организации на выставках и конференциях, интервью и пр.);
- фото- и кино- средства;
- спонсорская деятельность.
Сама по себе PR деятельность в сфере бизнеса требует тщательной подготовки и организации. Процесс ее планирования и реализации носит поэтапный характер. Сначала идет подготовительный этап, в рамках которого проводится экспертиза и анализ целей, изучается общественное мнение, формулируются задачи PR деятельности. Второй этап считается основным. Он предполагает разработку и планирование PR-кампании, налаживание связей с общественностью, проведение рекламной кампании, а также текущий мониторинг эффективности реализуемых действий. Третий этап является заключительным. В рамках него производится оценка результатов проделанной работы, а также оцениваются перспективы дальнейшего развития и расширения связей с общественностью.