Понятие радио как рекламоносителя
Радио как рекламоноситель – это средство передачи информации потребителям с помощью радиоволн, свободно распространяемых в пространстве.
Как носитель рекламы радио обладает рядом отличительных особенностей:
- Во-первых, восприятие информации носит фоновый характер. Радио слушают везде: дома, в офисе, в магазине, в машине, на природе. Человек способен не только слушать, но и делать другие дела одновременно.
- Во-вторых, в некоторых случаях радио работает эффективнее, чем ТВ или газеты. Прослушивание информации часто происходит перед тем, как человеку предстоит принять решение о покупке.
- В-третьих, радио относится к тому виду средств массовых информации, которое первоначально имеет набор позитивных качеств: оно превосходит телерекламу, поскольку транслируемые им рекламные ролики заставляют работать воображение слушателя, а его мобильность позволяет застать аудиторию в тех местах, где телевидение или пресса этого сделать не могут.
Аудиторию радио делят на 4 сегмента:
- поклонники радиостанций
- поклонники радио;
- поклонники музыки;
- поклонники новостей.
Самый большим сегментом считается первый – это поклонники радиостанций. Основную массу составляют женщины (25-45 лет). Поклонники радио занимаю второе место. В основном это люди моложе 35 лет, но другая часть их - женщины от 55 лет и выше. Примерно 11% людей слушают только музыку, самый малочисленный сегмент – поклонники новостей.
Для производства рекламы на радио большое значение имеет именно состав слушателей. Важно знать и их численность. Это необходимые условия для определения удобного времени передачи информации. Лучшим временем донесения рекламы до потребителей считается время, когда люди едут на работу и с работы.
При разработке рекламы для радио целевую аудиторию по времени делят на:
- 6.00—9.00 — завтракающие семьи и люди, которые едут на работу на автомобилях;
- 9.00—16.00 — домохозяйки или работники, которые делают свои дела и одновременно слушают радио;
- с 16.00 — люди, которые едут с работы на автомобиле, и молодежь.
В восприятии и отложении рекламы в памяти слушателя большую роль играют первые десять секунд рекламного послания.
Преимущества и недостатки радио
Главный плюс радио как рекламоносителя состоит в его повсеместности и широком охвате слушателей. Также преимуществом являются стабильная аудитория и возможность принимать информацию, не отвлекаясь от других занятий
Аудитория радио многочисленна. Ее количество превышает не только число читателей печатных изданий, но и телезрителей. Радио можно слушать везде: дома, на работе, в магазинах, в автомобиле, в салонах красоты.
В среднем человек слушает радио больше трех часов в день. Поэтому радио быстро охватывает огромное количество слушателей (потенциальных потребителей рекламы). Обычный рекламный график позволяет легко привить тот или иной рекламный призыв. Это возможно благодаря частому повторению рекламы, что приводит к появлению мотивации у потребителей к совершению покупок.
Следующий плюс радио заключается в охвате стабильных по составу аудиторий. Согласно проведенным исследованиям, обычный человек слушает 2-3 радиостанции и знаком с некоторыми передачами, которые они транслируют. Это позволяет радиостанциям выходить на свою целевую аудиторию и размещать рекламу именно до, во время или после эфира данных программ.
Ключевым достоинством радио является его оперативность. В отличие от других рекламоносителей радио имеет самый короткий период создания рекламного объявления и возможность его быстрого размещения. После оформления заказа рекламное сообщение можно передать в течение 2-3 часов.
Также радио является самым экономичным рекламоносителем. Из всех средств массовой информации радио предлагает самуюнизкую стоимость на изготовление и размещение рекламного ролика. Соответственно рекламный бюджет не такой большой, как для прессы или ТВ.
И последний фактор, привлекающий аудиторию к радио, это отсутствие раздражающих моментов, которые присутствуют в телерекламе.
Радио имеет и ряд недостатков. Самым существенным минусом считается мимолетность радиорекламы. Для многих слушателей радио – это просто фон во время определенных занятий. Рекламу не слушают вообще, переключая на другие станции, или просто игнорируют ее. Она может быть невнимательно прослушана, а если и услышала, но быстро забыта.
Бывают эфиры перегруженные рекламой. В огромном рекламном блоке реклама может просто затеряться и не услышана потенциальными покупателями.
И самый главный недостаток радио – это отсутствие возможности воздействия на аудиторию визуальным контентом. Поэтому при создании радиорекламы большое внимание уделяется тексту, дикции ведущего и музыкальному сопровождению.
Основные виды рекламы на радио
Реклама на радио может иметь несколько форм:
- рекламные сообщения
- рекламный слоган (призыв);
- рекламная беседа двух и более лиц (ознакомление с содержанием рекламы посредством разговора с неосведомленным собеседником);
- выступление авторитетной личности на радио;
- песня с рекламным содержанием (звучит в перерывах между программами);
- рекламный конкурс или розыгрыш;
- скрытая реклама в различных радиопередачах;
- советы радиослушателям.
По степени охвата и объему выделяют следующие виды радиорекламы:
- точечная радиореклама (объявление размещается на отдельной радиостанции);
- реклама через радиосети.
Точечная радиореклама занимает 80% всей рекламы на радио. Ее популярность – это результат гибкости. Местные радиостанции проводят неординарную рекламу, вносят изменения о тарифах и времени выхода сообщения в эфир.
Радиосети – это группа местных филиалов, которые обеспечивают одновременную трансляцию передач при помощи связи с одной или несколькими сетями по проводным каналам.
По месту использования различают радиорекламу непосредственно на радиостанциях, в метро, в учреждениях и организациях, в супермаркетах и оптовых ярмарках, в автобусах и трамваях, в театрах и кинотеатрах, на выставках и т.д.