Реклама – это распространение коммерческой информации о каких-либо товарах и услугах с целью ускорения их реализации.
История становления и развития рекламы в России до 1917 года
На территории нашей страны реклама получила свое зарождение гораздо раньше, нежели начался промышленный подъем в экономике. Она имела место быть еще в те времена, когда торговля только начала развиваться, а наши предки преклонялись славянским богам. Первоначально реклама распространялась в виде слухов, распускаемых особыми людьми, обладающими даром красноречия, и зазывалами в местах массовых скоплений людей (на ярмарках, торжищах и пр.). Позже она обрела материальные формы.
Само понятие «реклама» стало приживаться в России, начиная с XVIII века. Уже к концу XVIII – началу XIX веков в России стало выходить печатное издание под названием «Правительственные распоряжение», в котором помимо материалов информационного характера печатались рекламные объявления.
Своего расцвета в Российской империи реклама достигла в эпоху подъема промышленности во второй половине XIX век начале ХХ веков. Она начала использовать особый подход к разным покупателям. Основной формой ее распространения была печатная и наружная реклама.
Высокую популярность в Российской империи завоевали такие форматы размещения рекламы, как:
- лубки (народные картинки);
- миниатюры;
- плакаты;
- рекламные открытки и пр.
Они могли быть нарисованы как гигантами столичной живописи, так и мелкими провинциальными художниками. Ведущую роль в наружной рекламе играли плакаты. Именно они наиболее остро и чётко выражали ритм повседневности, проецировали господствующую этику того времени и выступали неотъемлемой частью городской среды, оживляя и наполняя ее смыслом.
Первое в России рекламное агентство было открыто братьями Метцль в 1878 году в Санкт-Петербурге и называлось «Центральная контора объявлений». Спустя некоторое время она держала под контролем порядка 80% всего рекламного потока России, а после и вовсе вышла на мировой уровень. В 1917 году у нее были свои отделения в Нью-Йорке, Бостоне, Париже, Варшаве и Берлине.
Особенности печатной и наружной рекламы в Российской империи
В имперской России в газетах размещалось огромное число рекламных объявлений, предлагающих разнообразные услуги и товары. Зачастую их отличал лаконичный дизайн, а для их производства использовались последние достижения полиграфической промышленности.
В Российской империи для написания рекламных текстов и рисунков часто приглашались знаменитые в те времена поэты и художники. Так, например, известному русскому живописцу В. Серову в 1909 году принадлежало авторство рекламного плаката, который рекламировал «Русский сезон» балета Дягилева во Франции (рисунок 1). Именно он изобразил на плакате балерину А. Павлову, которая исполняла партию Жизель.
Рисунок 1. Знаменитый плакат Серова. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На достаточно высоком уровне в конце XIX века была представлена реклама товаров народного потребления. Зачастую она не уступала западным образцам. К началу ХХ века многие художники заинтересовались плакатным искусством. Благодаря их знакомству в европейским искусством, уровень создания ими рекламных плакатов оказался не ниже западного. В те времена рекламные плакаты в России размещались практически везде – на заборах, столбах и транспорте (деловых автомобилях, грузовых фурах, трамваях и даже на конном транспорте). Более того, реклама практически парила в небе – в конце XIX века ее часто можно было увидеть на дирижаблях, воздушных шарах и даже на аэропланах.
Следует отметить, что во времена имперской России помимо коммерческой, реклама выполняла (хоть и неосознанно) еще и образовательную роль. Многие производители того времени в погоне за покупателями изображали на своих плакатах экзотические народы и страны для того, чтобы показать, что они продают товар из далеких стран и его непременно нужно попробовать. Благодаря рекламе уже в те времена потребители были уверены в том, что любой зарубежный товар будет превосходить отечественный аналог. Так, например, известная компания «Зингер» на своих рекламных открытках изображала те народы и страны, в которых были размещены отделения компании. Благодаря таким рекламным открыткам русские рабочие невольно узнали, как выглядят зулусы и где они живут.
В целом справедливо говорить о том, что рекламе в Российской империи была присуща некая самобытность. Проявлялась она в том, что рекламным объявлениям зачастую придавали неторопливый характер, а их детали делали как можно более содержательными. «Дожимать» потребителей агрессивностью рекламы было попросту не принято. Напротив, российские рекламисты были настроены на получение максимального эффекта за счет мягкости, честности и проникновенности рекламных сообщений.
Дифференциация рекламы в Российской империи до 1917 года
В эпоху существования Российской империи имела место быть ярко выраженная дифференциация рекламы:
- для простого люда;
- для буржуазных слоев общества.
Печатная реклама в эпоху Российской империи предлагала читателям различного рода предметы роскоши, такие как европейский табак, кофе и пр. – все то, что было чрезвычайно дорого и малодоступно для простого народа (рабочих и крестьян). Ее главная цель заключалась в том, чтобы заинтересовать зажиточные, но при этом малочисленные слои буржуазии в стране.
Для простых людей реклама была совершенно другой, ведь низкий уровень образования и дохода среднего рабочего не позволяли ему полноценно оценить рекламируемый в печати товар. Чего уж говорить о безграмотных крестьянах, которые и вовсе не умели читать. Для таких слоев населения печатная реклама была ориентирована в первую очередь на использование визуальных образов, окружающих простых потребителей. Их основным инструментом выступали вывески. Учитывая тот факт, что услуги профессиональных художников в те времена стоили довольно дорого, многие предприниматели предпочитали самостоятельность писать и рисовать свои вывески. В результате подобного рода стихийность превратилась в неотъемлемую часть русского городского пейзажа.