Сущность и особенности библиотечной рекламы
Реклама в библиотеке – это форма распространения рекламной информации с целью привлечения потребительского внимания к библиотечным ресурсам, продукции и услугам, предоставляемым библиотекой, а также комплекс средств и мероприятий, оказывающих информационное воздействие на потребителя в желательном для библиотечного заведения направлении.
Библиотеки, как и любые другие информационные, досуговые и образовательные учреждения нуждаются в рекламе своей деятельности. В общем смысле под рекламой в библиотеке понимается продвижение библиографической продукции, услуг, инновационной деятельности библиотеки, нацеленное на оповещение о ней реальных и потенциальных пользователей с одной стороны, и стимулирование спроса на ее продукты и услуги – с другой стороны.
В библиотеке реклама приобретает свою специфику. Ее отличительной особенностью выступает сведение рекламы, прежде всего, к информации о фондах библиотеки и ее возможностях в части удовлетворения информационных потребностей различных групп пользователей. Кроме того, библиотечную рекламу отличают высокие требования, предъявляемые к ее организации. В одно и то же время реклама в библиотеке обладает свойствами, которые присущи рекламе в целом, и реализует специфические задачи библиотечной политики.
Реклама в библиотеке ставит перед собой определённые цели и задачи. Ее главная цель заключается в том, чтобы оповестить и ознакомить потенциальных потребителей о библиотечно-информационных изданиях, ресурсах и услугах, которые предоставляет библиотека своим посетителям. Крайне важно суметь заинтересовать их и подвигнуть к выбору того или иного «товара» из числа аналогичных информационных продуктов, услуг и ресурсов.
Основные задачи, решаемые библиотечной рекламой, в общем виде представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Задачи рекламы в библиотеке. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
По большому счету, рекламная деятельность библиотек выступает одним из способов привлечения новых и удержания старых читателей (пользователей). Считается, что информация о деятельности библиотечных учреждений, распространяемая на систематической основе способна развивать у потенциальных читателей убежденность и уверенность в доступности и полезности библиотечных услуг. Таким образом, сущностным предназначением рекламы библиотеки выступает стимулирование спроса на использование библиотечных услуг со стороны потенциальных пользователей.
К рекламе в библиотеке предъявляется ряд требований. В частности, считается, что она должна быть:
- систематической;
- целенаправленной;
- многообразной;
- периодически изменяющейся по формам и содержанию.
Практика показывает, что библиотечная реклама может быть направлена на распространение информации, как о деятельности отдельного библиотечного подразделения, так и о деятельности конкретной библиотеки в целом. Более того библиотечная реклама является одной из базовых составляющих библиотечного или библиотечно-информационного маркетинга. Так или иначе, она должна быть направлена на реализацию стратегии и тактики развития библиотеки.
Направления и виды рекламы в библиотеке
Реклама в библиотеке призвана отражать не только информационные ресурсы библиотечно-информационного учреждения, но и его технологии и возможности, создавая тем самым более привлекательный образ библиотеки. Практика показывается, что в целях рекламы библиотек могут быть использованы различные средства печатной, устной, наглядной и комплексной рекламы.
В системе библиотечного маркетинга выделяют порядка трех основных видов рекламы в библиотеке. К ним относятся массовая реклама, групповая реклама и персональная реклама. Массовая реклама рассчитана на широкие круги потенциальных пользователей, на массовое использование библиотечных ресурсов, продуктов и услуг. Групповая реклама акцентирует внимание и усилия на целевой категории читателей. Персональная реклама носит индивидуализированный характер.
Помимо прочего библиотечная реклама может быть внутрибиблиотечной и внешней. Первая предназначена для читателей, а вторая – для потенциальных пользователей.
Рекламная деятельность библиотечно-информационных учреждений осуществляется по различным направлениям. В частности, выделяют:
- почтовую рекламу;
- рекламу в средствах массовой информации;
- телевизионную и радиорекламу;
- видео-рекламу;
- печатную рекламу;
- наружную рекламу;
- компьютерную рекламу и пр.
В отдельную группу выделяют использование фирменного стиля библиотеки, проведение специализированных выставок и принятие участия в них и пр.
Примеры библиотечной рекламы и предъявляемые к ней требования
Сегодня деятельность библиотечных учреждений, несмотря на распространение интернета, развивается. Соответственно расширяется практика ее рекламирования и продвижения. Рассмотрим лишь некоторых ее примеры.
Типичными приемами рекламы, наиболее часто используемыми в современных библиотеках, выступают:
- организация книжных выставок (в том числе тематических);
- раздача рекламных листовок в людных местах;
- оформление входных дверей в форме открытой книги;
- неоновая реклама, размещаемая над входом;
- переодевание сотрудников библиотеки в литературных героев и проведение тематических вечеров;
- проведение мастер-классов, лекций и бесплатных курсов по разным темам;
- проведение квестов по книгам и пр.
Своеобразным примером библиотечной рекламы выступает формирование и использование фирменного стиля библиотеки. Считается, что это способствует закреплению положительных установок на библиотеку, формированию ее благоприятного имиджа и доверия к ней.
Несмотря на то, что каждое из направлений и инструментов рекламы в библиотеке имеет свои особенности, ко всем им предъявляются схожие требования. Основными из них считаются широта охвата пользователей, убедительность и интенсивность рекламы, ее постоянная обновляемость, простота запоминания, достаточность и лаконичность, выразительность, красочность, четкость, доходчивость и оперативность.