Становление рекламы в Древнем Мире
Первые источники рекламы уходят своими корнями еще во времена до нашей эры. Египетская, вавилонская, римская и греческая культуры показывали высокие темпы развития рекламной информации.
Первым рекламным материалом считают египетский папирус, который информировал о продаже рабов. Есть предположения, что рекламные сообщения могли быть написаны на камнях. Один такой камень нашли в столице Египта, Мемфисе.
Также рекламу можно было увидеть на стенах, плитах. Исследователи античности уже тогда называли такие надписи – граффити. В Риме и Греции рекламные объявления писали на специальных дощечках, гравировали на меди или кости, а через некоторое время на пергаменте. Но стоит отметить, что оперативность рекламы на камне и металле намного ниже, чем настенная реклама.
Имела место и устная реклама. На площадях, где обычно собирается большое количество народа, выкрикивали различные сообщения. В любом древнем государстве была установлена такая должность как глашатай. Это специальный человек, который доносил разнообразную информацию:
- политические призывы;
- чествования прославленных полководцев;
- сообщения о приезжающих посольствах, цирковых шоу;
- рекламные песни;
- объявления о казнях.
Также была распространена устная реклама уличных зазывал, ремесленников и разносчиков. Эта рекламу можно было увидеть непосредственно в местах предложения товаров и услуг: таверны, бани, цирюльни, постоялые дворы и торговые ряды.
Те памятники письменности, которые дошли до наших дней, показывают, что в Древнем Риме на стенах писали сообщения или афиши о продаже рабов и домашних животных, а также о проведении боев гладиаторов. Эти рекламные объявления размещали только на побеленных стенах жилых домой, что не нравилась жителям. Поэтому власти Рима издали указ, запрещающий писать на стенах.
Вообще античная культура – это прекрасный образец развития рекламной деятельности. Поэтому развитие рекламы началось еще до появления книгопечатания. На ранних этапах развития культуры реклама стала выступать уже в форме письменного текста. Это имело место конечно по ходу появления самого письма, приблизительно 6-8 тыс. лет до н.э.
Появление рекламы в Западной Европе и США
Началом развития рекламной деятельности в странах Западной Европы и США является 1450 год. Он знаменателен тем, что в этот год был создан первый в мире печатный станок. Автор этого изобретения – Гуттенберг. На разработку публикаций перестали тратить много времени, печатный станок стал массово издавать книги.
Дальше в течение второй половины XV века по Европе стали открываться типографии:
- 1465 год в Италии;
- 1468 год в Швейцарии;
- 1470 год во Франции;
- 1473 год в Бельгии, Венгрии и Польши;
- 1476 год в Чехии, Англии и др. странах.
Вообще первое рекламное объявление появилось в 1472 году. На двери одной из лондонских церквей была повещен текст с информацией о продаже молитвенника.
Теофраст Ренодо – основатель печатной рекламы в Европе. В 1630 году он открыл в Париже справочную кантору, которая печатала рекламные объявления для «Французской газеты», а также для одной из газет Лондона. Первым объявлением было сообщение о награде за указание местоположения украденных лошадей.
Позже стали появляться объявления по оптово-розничной продаже чая, кофе и других продуктов питания.
Первой американской газетой, которая стала публиковать рекламные объявления, было издание «Бостон Ньюслеттер» (1704 год).
Огромное число рекламных сообщений можно было встретить в «Газетт». Это издание было основано Бенджамином Франклином в 1729 году. Именно его стали называть отцом американской рекламы.
В середине 18 века в Англии началась индустриальная революция, которая через 50 лет дошла до США. Компании-производители поняли, что реклама – это эффективный способ завоевания новых рынков сбыта, и получения максимальной прибыли.
С 1839 года рекламные объявления стал дополнять иллюстрациями, которые привлекали внимание большего числа читателей - потенциальных покупателей.
Теперь реклама – это не просто текст, призывающий что-то купить. Это метод неценовой конкуренции, она из функций маркетинга. Кроме этого реклама становится мощным орудием в руках привилегированных классов капиталистического общества для создания потребностей и жизненных стандартов людей в рыночной экономике.
История развития рекламы в России
Развитие рекламы в России началось в 10-11 веках. В это время русские купцы использовали различные приемы для предложения своих товаров покупателям. Они приглашали зазывал, которые у лавок громко рассказывали о достоинствах товара и его владельца. Виртуозами устной потешной рекламы считали коробейников, которые продавали обычно мелкий товар. Это различные ленты, кружева, косынки, хлеб, бублики, пряники и др.
Обман покупателей, а именно приукрашивание своей продукции продавцами считался нормой в то время.
Значительный вклад в раннее развитие рекламного дела на Руси принесли народные картины или лубки. Еще во времена правления Алексея Михайловича Романова подобные веселые рекламные листовки распространялись везде. Затем они стали носить более серьезный характер и превратились в мощный инструмент коммерческого продвижения. Позже эти лубки рекламировали и иностранные товары, которые привозились из западноевропейских стран.
Первая печатная реклама появилась во времена царствования Петра I в 17 веке. Но только через сто лет получили массовое распространение.
В 19 веке помимо печатных носителей рекламу размещали на специальных круглых тумбах, которые устанавливали в многолюдных местах каждого города. Рекламные объявления можно было увидеть и в общественном транспорте (трамвае). В этот период появляются и первые промоутеры. Обычные дети, которые недалеко от торговых точек раздавали приглашения посетить магазин или что-то приобрести.
Ближе к 20 веку возникли первые рекламные бюро. Особенно в начале Первой Мировой войны стали массово рекламировать запатентованные лекарственные препараты.
Наибольший вклад в развитие российской рекламы внес поэт В.В. Маяковский. Он создавал привлекающие внимание стихи, которые продвигали какой-нибудь товар.
Благодаря улучшению экономического положения СССР, в рекламе совершенствуются ее организационные формы. В 60-70 гг. прошлого столетия появляются первые рекламные организации - «Росторгреклама», «Союзторгреклама» и «Главкоопторгреклама», стали выпускаться первые рекламные издания, по радио и телевидению показывались и освещались рекламные программы.
Сейчас границы российского рынка рекламы расширяются. Появляются новые компании и организации, которые становятся клиентами рекламных агентств.