Реклама – это особый феномен, который проникает во все сферы жизни общества и интенсивно влияет на социальные институты и личностей, что живут в данном обществе.
Реклама интересует социолога как явление, что имеет ярко-выраженный социальный характер. А вот скрытая реклама рассматривается социологами под призмой потребительского поведения. Из этого следует, что реклама прямо или косвенно влияет на формирование стиля жизни и стереотипов, которые являются отражением культурных особенностей населения.
Виды рекламы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ">
Рисунок 1. Виды рекламы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Сущность скрытой рекламы
Скрытая реклама – это комплексный набор технологий и методов, которые направлены на продвижение определенного товара, торговой марки или услуг компании, которые сопровождают прямую рекламу и направлены на реализацию определенных результатов маркетинга. В данном случае используются коммуникации, которые не входят в сферу деятельности различных рекламных агентств.
Средства скрытой рекламы зачастую более эффективные и креативные, нежели применение рекламных акций в прямом виде.
В основном прямая реклама направлена на увеличение объемом продаж рекламируемой продукции. Цель скрытой рекламы заключается в достижении хороших позиций имиджа бренда, а также отношения к нему со стороны целевой аудитории и потенциальных потребителей.
Зачастую методы скрытой рекламы используют те рекламодатели, которые регулярно работают с рекламными агентствами и уделяют особое внимание прямой рекламе. Основной задачей агентств, работающих со скрытой рекламой, является предложение определенного комплекса мероприятий, которые разовьют имидж компании, и будут направлены на создание узнаваемости рекламируемого продукта или торговой марки при его продвижении на рынке. Помимо этого скрытую рекламу используют в социальных, политических и предвыборных кампаниях.
Скрытая реклама – это та реклама, в которой не используется рекламный слоган или логотип рекламного бренда и не показывается продукция компании. К скрытой рекламе также можно отнести ненавязчивое использование продукции компании и его логотипа на фоне основного объекта рекламной информации.
Многие социологи полагают, что именно скрытая реклама оказывает более эффективное и мощное влияние на целевую аудиторию благодаря тому, что прямым объектом воздействия на массы людей является именно подсознание.
Скрытая реклама – это интеграция бренда, услуги, сервиса, торговой марки, социальной или государственной программы с помощью внедрения различных каналов в события повседневной жизни.
Данная связь может выражаться в ассоциативном дизайне, во многих случаях она связана с регионом, где проходит событие, и является весомым аспектом для клиента с точки зрения увеличения продаж и дистрибуции, а также налаживания контактов.
Основные функции скрытой рекламы
Основными функциями скрытой рекламы являются:
- внедрение и донесение до сознания людей рекламируемой марки и бренда;
- предложение новой товарной доминанты с целью значительного отрыва от конкурентов;
- создание потребности потенциальных потребителей в новых видах товаров, которые ранее не употреблялись;
- создание антирекламы конкурента.
Все направления скрытой рекламы уже давно развиты на Западе, а в России – наблюдаются признаки креативного бума в данной сфере. Данный рынок становится наиболее активным, но в то же время развитие направлений скрытой рекламы в стране стремительно тормозится российским законодательством, с которым должны считаться все.
Социологов интересует реклама с точки зрения ее воздействие на восприятие людей. Часто реклама вводит потенциального потребителя в заблуждение, предоставляя ложную информацию о том или ином продукте, оскорбляя при этом чувства потенциального покупателя, и содержит открытую ложь.
Телевидение и пресса наполнены скрытой рекламой, несмотря на все декларации и законы о рекламной этике, - славословие о товарах или определенных брендах всегда содержится в обзорах, видео и репортажах.
Основные виды и особенности скрытой рекламы
На сегодняшний день можно выделить два основных вида скрытой рекламы:
- 25-ый кадр;
- Product placement.
Особенность 25-го кадра заключается в том, что двойная звукозапись в радио-, теле-, аудио - и кинопродукции и специальные видеовставки используются в качестве рекламы. Данный вид скрытой рекламы основывается на свойствах подсознания, которое способно улавливать информацию напрямую. Любой фильм или ролик состоит из множества кадров, которые транслируются со скоростью 24 кадра в секунду. Человеческое сознание реагирует на данное мелькание, как на непрерывное действие.
Идея 25-го кадра заключается в том, что человеческое зрение способно различать только 24 кадра в секунду, поэтому дополнительный кадр, который длится долю секунду, минует сознание и действует сразу на подсознание человека. Именно сквозь подсознание проходит вся информация, которая сразу поступает в мозг, а затем подключается сознание, чтобы обработать ту информацию, которая является более важной. Большое количество информации, которая по длительности восприятия может превышать 1/25 секунды, отсеивается, поэтому скрытая реклама менее продуктивна обычной.
Кинопроектор закрывает объектив шторкой в момент смены кадра, чтобы не было мерцающего экрана. 2-й кинопроектор открывает свою шторку и показывает «25»-й кадр, пока шторка первого аппарата закрыта. То есть кадр демонстрируется потребителю так же, как и кино, 24 раза в секунду. Интенсивность и яркость 25-го кадра немного занижены по сравнению с фильмом.
Джеймс Вайкери в 1957 году провел эксперимент в кинотеатрах Нью-Джерси. Во время показа фильма с помощью дополнительного проектора во время смены кадров демонстрировался 25 кадр рекламы Кока-кола и попкорна. Фильмы демонстрировались все лето. В буфете кинотеатра продажа колы повысилась на 17%, а попкорна – на 50%. После этого Джеймс Вайкери запатентовал данную технологию и основал компанию по сублиминальной рекламе в кинофильмах.
На самом деле 25-ый кадр не является скрытым, просто из-за инертности зрения он сливается и не выделяется человеком. Благодаря этому же эффекту его совсем не сложно заметить. Можно провести простую аналогию: речь отдельных людей в шумной толпе различить невозможно, но плач ребенка слышен отчетливо.
Несмотря на то, что в Российской Федерации использование 25-го запрещено, данная технология активно применяется в телекомпаниях. Вместо прямой рекламы активно внедряется скрытая, которая проявляется в Product placement.
Product placement – это демонстрация или размещение определенной торговой марки в кино или в другом проекте индустрии развлечений с целью рекламирования данного продукта.
Product placement давно и активно применяется на Западе, в России же данная технология используется с 1997 года, и по сей день является малоизученным феноменом социокультурной индустрии. В монографии «Gimma Bud!», которая была опубликована в 1995 году и посвящена Product placement. Особое внимание в работе уделяется участникам, что размещают рекламную информацию в кино, рассмотрены преимущества Product placement как со стороны рекламодателей, так и со стороны кинокомпаний.
Интерес молодых специалистов по маркетингу, рекламе, социологии, кинопроизводству к феномену Product placement появился за последние два года. В связи с этим появились новые публикации в данной тематике. Основной вопрос, рассматривает в данных публикациях, - это анализ и изучение экономической эффективности Product placement в системе кино маркетинга и маркетинговых коммуникаций.