Сущность и место рекламы в деятельности компании
Реклама – это элемент маркетинговых коммуникаций, сформированный таким образом, чтобы активно воздействовать на массовое или индивидуальное сознание, вызывая необходимую реакцию целевой аудитории
Реклама является важнейшим видом деятельности в компании, с помощью которого передается информация, убеждающая потребителей в необходимости покупки товаров или услуг.
Цели рекламы:
- информирование потенциальных покупателей о товарах, торговых марках на рынке, их характеристиках, где их найти, купить и по какой цене;
- побудить приобрести товар или бренд, приводя доводы о пользе и выгодности покупки (рациональная реклама);
- заставить желать этот товар или торговую марку, вызвать мечту о ней и представления в подсознании (ассоциативная реклама).
Помимо рационной и ассоциативной рекламы, различают:
- рекламу-антенну (используется для введения новых установок поведения и поведения: страхование жизни и здоровья при выезде заграницу);
- рекламу-усилитель (цель: преувеличивать изменения в социальных стереотипах поведения, реклама полиса обязательного страхования);
- рекламу-фокус (предложение попробовать новый «образ жизни», реклама автомобиля);
- рекламу-призму (цель: приспособить рекламные обращения к разным группам потребителей, реклама Сбербанка – повышенные ставки для пенсионеров);
- рекламу-эхо (напоминание о хороших, консервативных и распространенных товарах и услугах).
Основные задачи рекламы:
- формирование осведомленности и знания о новой продукции, услуге, мероприятии или компании;
- увещевание, т.е. последовательное создание предпочтений, которые соответствуют восприятию потребителем образа организации и ее товаров (убеждение в совершении покупки);
- поддержание осведомленности о товаре/услуге/компании, удержание в памяти потребителей сведений о продукции в промежутках между покупками и напоминание о месте совершения покупок;
- позиционирование товара или организации (перепозиционирование, репозиционирование);
- удержание лояльных покупателей и постоянных клиентов;
- имиджирование (создание образа компании, отличного от конкурентов).
Реклама выполняет на рынке важную экономическую функцию. Она формирует спрос, стимулирует сбыт, заставляет потребителей покупать товары и услуги, ускоряет процесс купли-продажи. Она играет роль информатора о производителе, продукции и потребительской стоимости.
Этапы эффективности рекламы с точки зрения рекламодателя
Ключевая задача рекламы – это повышение прибыли компании. Для этого необходимо пройти шесть этапов эффективности рекламы с точки зрения предприятия-рекламодателя:
- получение прибыли, для чего необходимо поставить четкие маркетинговые и рекламные цели;
- повышение объемов продаж, рыночной доли, капитала марки; для этого следует разобраться, кто является объектом реализации (определить целевую аудиторию и цели в отношении покупки, а именно пробная или повторная покупка);
- действия целевых потребителей (для того, чтобы они имели место, необходимо выявить, какие ассоциации с брендом или торговой маркой должны появиться, и какую позицию они должны занимать, чтобы их купили), которые являются основой для установления целей коммуникации и позиционирования;
- творческая или креативная стратегия (идея и ее реализация) и стратегия интегрированных маркетинговых коммуникаций (объединение рекламы, стимулирования сбыта, личных продаж и связей с общественностью);
- обработка информации потребителем, для чего следует выбрать такие средства рекламы, которые позволяют это с легкостью выполнить, и составить график, который обеспечит внимание со стороны целевой аудитории;
- контроль за рекламной кампанией и анализ е эффективности.
Понятие и виды эффективности рекламы
Оценка эффективности рекламы осуществляется с помощью различных методик. Любой анализ проекта, программы или комплекса мероприятий проводится до и после реализации. Для рекламы важно оценивать не только изменение финансовых показателей (прибыль), но и отношение потребителей к товару/услуге, бренду и компании, количество лояльных потребителей и пр.
Оценка эффективности рекламы включает три типа:
- экономическую;
- коммуникативную;
- социальную.
Экономическая эффективность – это отношение результата от использования рекламных средств и инвестициями в рекламу за конкретный временной период. Коммуникативная эффективность показывает, насколько эффективно то или иное рекламное средство или носитель передает необходимую информацию о товаре, бренде или компании целевым потребителям и создает определенное отношение к ним. Происходит процесс изучения восприятия и понимания сведений, способность их вызвать доверие целевой аудитории. Социальная эффективность заключается в том, что реклама несет в себе и социальную функцию, т.е. воздействует на развитие общества.
Эффекты рекламы
Кроме эффективности обязательно нужно оценить и эффекты рекламы. Если говорить о влиянии массовой информации на аудиторию, то используется понятие «когнитивный эффект». Это термин подчёркивает значимость эффекта рекламы как такого, связывая его с повышением знаний о товаре или услуге.
Когнитивный эффект – это то, как рекламная информация воспринимается человеком. Для его определения изучаются такие процессы переработки информации, как ощущение, мышление, речь, представление, память, воображение и др.
Выделяют также ценностные и коммуникативные эффекты. В рекламе используется ряд общепризнанных ценностей:
- семья;
- любовь;
- дружба;
- патриотизм;
- красота;
- здоровье;
- природа и пр.
Коммуникативные эффекты рекламы заключаются в том, что информация о товаре, бренде или компании будет распространяться, обсуждаться и приниматься в процессе общения между потребителями рекламы.
К коммуникативным эффектам относят:
- знание;
- понимание;
- интерес;
- эмоции;
- вовлеченность;
- лояльность;
- взаимоотношения и т.д.
Самым распространенным и важным критерием эффективности рекламы считается запоминание рекламы товара или торговой марки. Для этого используются различные методики, которые основаны на узнавании и вспоминании.