Развитие рекламы в Древней Греции и Риме
Простейшие формы рекламы имело место еще до нашей эры. В Древней Греции и Риме объявления писали на дощечках. Затем их гравировали на меди или кости. Эти надписи специальные люди выкрикивали на площадях и других местах массового скопления людей. Позже рекламные сообщения уже стали писать на пергаменте.
В древней Греции и Риме популярна была устная реклама. Это выкрики торговцев, которые таким образом зазывали покупателей в свои лавки. А письменные формы рекламы не получили такого широкого распространения. Это было связано, скорее всего с большим количеством неграмотных людей и дефицитом носителей (папируса или пергамента).
В Древнем Риме известность получили различные торжественные мероприятия, которые служили завершением триумфальных событий. Именно эти процессии содержали в себе элементы рекламы:
- показ (презентация) трофеев, добытых в сражениях;
- хвалебные речи;
- восхваляющие надписи в честь правителей и полководцев.
Последние высекали на статуях и на фронтонах триумфальных арках, которые возводились по случаю чествования воинов. Это наглядно показывало мощь римской державы и оказывало положительное влияние на патриотические чувства населения.
Первые распространители рекламы появились как раз в античной Греции и Риме. Это городские глашатаи. Их должность была очень почетна. Глашатаи исполняли дипломатические поручения, сообщали населению городов оперативную политическую и деловую информацию. Менее престижно было выкрикивать о различных распродажах.
Каждый глашатай держал в руке (принадлежность вестника богов Меркурия) или звуковой инструмент (рог или колокольчик), что привлекало внимание людей.
Следует отметить, что уже в древние времена в Греции и Риме можно было наблюдать зрелые формы рекламного дела, основой которых являются сгустки оперативной информации. Уже тогда рекламные образы (имиджи) создавались с помощью разнообразных наборов словесных, звуковых, письменных и изобразительных приемов. Целью рекламы являлось активное проникновение в психику потенциальных покупателей, привлечение их внимания и побуждения к действиям (покупкам).
Появление рекламы в Древнем Египте
Самый первый древний рекламный текст был найден в 3 веке до н.э. в египетском городе Мемфисе. Это была надпись, которая призывала людей посетить гадателя снов Рино с острова Крит.
В древние время реклама сводилась к информированию жителей о крупных событиях или принятии нового закона. Рекламные сообщения выскабливали на камнях и разносили по храмам, где собиралось много народу для поклонения богам. Позже рекламные объявления писали на папирусе.
Благодаря такой «рекламе» жители узнавали о повышении налогов или о предстоящей свадьбе правителя. В армию призывали также. Главнокомандующий отправлял камень для того или иного призывника в храм, где было указано, когда и куда он должен явиться.
Такие и другие рекламные сообщения ученые расшифровали после того, как нашли Розеттский камень. На нем была благодарственная надпись, которую египетские жрецы в 196 году до н.э. посвятили Птолемею V Епифану. Он был одним из монахов одноименной династии, который снизил налоги для местного населения.
Чуть позже реклама изменилась, появились новые ее формы. Она стала важной составляющей в жизни общества. Специальный человек выполнял функцию «рекламодателя». Он разъезжал по городу на ишаке и сообщал о повышении налогов или о краже, или о том, где и когда будет публичный суд. Эти сообщения передавались от человека к человеку. В письменном виде их не распространяли.
Вскоре появились первые плакаты, которые развешивали на стенах домой. В каждом районе был свой глашатай, который информировал жителей обо всем.
С развитием промышленности и появлением печати реклама приобрела абсолютно новые формы. Глашатаев заменили газеты. В Египте была учреждена первая газета «Al-Waqa i a al-Masriya» под руководством Мухаммеда Али Египетского. Она выпускалась на арабском и турецком языках и считалась официальной газетой правительства.
Сотрудники газеты собирали информацию о событиях в стране и принятых указах и публиковали эти сведения для местных жителей. Египтяне стали более информированными о ситуации в стране, новых назначениях и других интересных событиях. Некоторые страницы газеты были посвящены непосредственно рекламе товаров и услуг.
Главная особенность древнеегипетской рекламы состоит в том, что она пробрела ту форму, в которой она имеет место сейчас, она стала независимой от новостного блока.
Особенности рекламы в Древней Руси
Во многих источников долгое время было указано, что народ на Руси был безграмотный. Но найденные берестяные грамоты в Великом Новгороде, Москве и других города говорят об обратном. Процент грамотных людей среди городского населения был весьма высокий.
Поэтому широкое распространение, как и в античных странах, получили голосовые сообщения. В Древней Руси тоже были глашатаи, которые оповещали граждан о любых событиях, главным образом о решениях власти и церкви. В Москве глашатаи стояли на крыльце кремлевских палат, которое выходило на Ивановскую площадь, и оглашали различные новости. Они должны были громко и четко выкрикивать сообщения, чтобы шум толпы не перекрывал то, что они говорят. Отсюда и пошла поговорка – кричать на всю Ивановскую.
Коммерческой рекламой занимались рыночные торговцы и ярмарочные зазывалы. Широко использовались каналы, которые сейчас используются в продвижении – это молва, слухи. Благодаря слухам создавалась положительная репутация у торговца и его продукции.
Современные эксперты в области рекламы отметили, что древнерусская рекламная среда состояла из двух явлений: существование юродивых и остатки вечевой культуры.
Юродивые – это нищие люди, которые отличались от нормальных. Их называли «людьми Божьими». Они могли безнаказанно говорить что угодно. Обычных людей могли казнить, а им все сходило с рук.
Особую роль в политической рекламе играли вечевые традиции. Сама система пришла в упадок в 14-15 веках, даже в Великом Новгороде. Но народные бунты и движения снова возрождали вечевые традиции в виде митингов и собраний, где произносились страстные речи.
Устная реклама существовала на Руси во всех сферах до самых времен царствования Петра I. Но с изобретением книгопечатания устная реклама начала утрачивать свои позиции монополиста.