Общие требования к рекламе в России
Во всех странах мира и в России в том числе, общие требования к рекламе определяются нормами общественной морали, федеральными законами, деловыми обычаями, этическими нормами бизнес-сообщества, а также международным рекламным кодексом.
Требований, как формальных, как и неформальных достаточно много. Но можно выделить ряд общих требований, которые субъекты рыночных отношений должны соблюдать в своей деятельности:
- содействие рекламы развитию свободной конкуренции, рынка, экономики государства, а также уровню жизни населения;
- не нанесение ущерба моральному и физическому здоровью людей;
- возможность осуществления свободного выбора товаров и услуги;
- не быть инструментом недобросовестной конкуренции.
Главное требование к рекламе, которое прописано в законе «О рекламе» - это достоверность и добросовестность рекламы. Закон запрещает неправдивую и лживую рекламу.
Общие или универсальные требования к рекламе:
- не призывать к насилию и жестокости, не побуждать к совершению опасных и противоправных для общества действий.
- не создавать отрицательного отношения к людям, которые не используют рекламируемые товары, не упрекать и не осуждать их в этом;
- не угрожать безопасности движения всех видов транспорта (авто, ж/д, авиа и водного транспорта).
- не использовать иностранные слова и выражения, которые могут исказить смыл доносимой информации;
- не указывать, что рекламируемый объект одобряется органами госвласти иди органами местного самоуправления, или иными должностными лицами;
- нельзя демонстрировать сцены курения или употребления алкогольной продукции, в том числе пива и других напитков на его основе;
- нельзя использовать образы медицинских работников и фармацевтов в рекламе, кроме медицинских услуг, средств личной гигиены, для потребителей, которые сами являются медработниками, в местах медицинских и фармацевтических мероприятий (конференции, семинары, выставки);
- нельзя указывать на лечебные свойства объекта рекламы (положительное влияние на течение болезни) кроме подобного указания в рекламе именно лекарственных препаратов, медицинских услуг, методов лечения или медицинской техники.
Особое требование к рекламе отражает ее толерантную и гуманистическую природу. Не допускается использование непристойных и оскорбительных слов, образов и сравнений (пол, национальность, расовая принадлежность), религиозных символов, объектов культурного наследия, официальных государственных символов.
Требования к телевизионной рекламе
Кроме общих требований, к рекламе предъявляются и специальные требования. Одни из них касается средств, с помощью которых она распространяется. Это правила относительно продолжительности рекламы и ее объема в теле- и радиопередачах, печатных изданиях.
Отдельные виды программ по закону вообще нельзя прерывать рекламой. Это детские и религиозные передачи. А различные шоу и кинофильмы только с согласия правообладателей.
Общая продолжительность рекламы в телевизионной передаче (в том числе и во время трансляции телемагазинов) не должна превышать 15% времени вещания в течение одного часа.
Запрещается прерывать и использовать бегущую строку в религиозных передачах продолжительностью меньше, чем 15 минут. В подобных программах может использоваться только спонсорская реклама в начале или после окончания программы. Продолжительность спонсорской рекламы не больше полминуты.
Установлены ограничения и на детские и образовательные передачи. Реклама может транслироваться в начале телепередачи и перед ее окончанием.
Время рекламы зависит от продолжительности детских и образовательных программ:
- если программа - 15 минут, то на рекламу отводится – 1 минута;
- если программа менее 20 минут – то на рекламу отводится 1,5 минуты;
- если программа менее 40 минут – время рекламы 2,5 минуты;
- если программа от часа и больше – реклама длится 3 минуты.
Прямое вещание спортивных мероприятий или их запись может прерываться на рекламу только в перерывах между соревнованиями или во время их остановки. Общая продолжительность рекламы вообще не должна превышать 20% фактического времени спортивной передачи или соревнования.
Требования к радиорекламе
В отличие от телерекламы стоимость радиорекламы намного ниже, но требований предъявляется не меньше.
Требования к радиорекламе:
- прерывание радиопередачи на рекламу должно оповещаться предварительным сообщением (кроме спонсорской рекламы);
- во время трансляции незарегистрированных, но специализирующих на материалах рекламного характера радиопередач в качестве СМИ продолжительность рекламы не должно превышать 20% времени вещания в течение суток;
- запрещено прерывать трансляцию агитационных материалов рекламой;
- правила для рекламы во время детских и образовательных программ такие же, как и для телерекламы.
Другие радиопередачи могут прерываться рекламой столько раз, сколько 15-ти минутных периодов содержат эти программы, а также дополнительно и спонсорской рекламой (если ее продолжительность не выше 30 сек).
Требования к наружной рекламе
Принципы размещения наружной рекламы представлены в 19 статье ФЗ «О рекламе». Законом предусмотрена возможность установки и размещения рекламных конструкций на внешних стенах (фасадах) зданий, крышах и других конструктивных элементах строений и сооружений или вне их, а также остановочных пунктах движения общественного транспорта.
Эти требования не распространяются на витрины, лотки, киоски, передвижные торговые пункты, уличные зонтики относительно получения разрешений на размещение рекламных материалов.
Особые требования предъявляются к билбордам, растяжкам. Они не должны закрывать видимость дороги, мешать водителю во время движения. Наружная реклама не должна ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, т.е. нельзя размещать конструкции наружной рекламы на светофоры или столбы со знаками дорожного движения.
Соблюдение этих и других требований позволяет компаниям получать новых клиентов благодаря рекламе.