Общие положения ФЗ РФ «О рекламе»
В июле 1995 года был принят федеральный закон «О рекламе». Последнее его обновление состоялось 1 мая текущего года. Данный нормативный акт создавался для регламентации деятельности в области рекламы.
Закон о рекламе является законодательным ограничением предпринимательской деятельности и свободы слова, которое осуществляется для защиты прав потребителей, выявления и устранения недобросовестной конкуренции, а также реализации политик государства в социальной, экономической и культурной сферах.
Целью ФЗ «О рекламе» является:
- развитие рынков товаров, услуг и работ с учетом принципов добросовестной конкуренции;
- обеспечение единого экономического пространства;
- предоставление права потребителей на получение правдивой рекламы;
- формирование положительных условий для производства и распространения социальной рекламы;
- выявление и устранение фактов ненадлежащей рекламы;
- предотвращение нарушений законодательства РФ.
Потребители, чьи права были нарушены в результате ненадлежащей рекламы, могут обратиться в арбитражный суд с иском о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу, за компенсацией морального вреда. Если такой иск будет удовлетворен в пользу истца, то они освобождаются от уплаты госпошлины.
Если в течение года ненадлежащая реклама после наложения административного взыскания повторно будет иметь место, то в этом случае уже может возникнуть уголовная ответственность за совершенные действия. Поскольку заведомо ложная реклама, которая совершается с целью обогащения и причинившая ущерб государству и обществу, влечет за собой уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
ФЗ «О рекламе» используется в рекламной деятельности независимо от места производства рекламы, если ее распространение осуществляется на территории России.
Данный закон не распространятся на:
- политическую рекламу (агитационные программы);
- справочно-информационные и аналитические материалы (различные обзоры рынков, результаты НИОКР, исследований), если они не являются социальной рекламой и не имеют целью продвижение продукции;
- различные сообщения органов государственной власти;
- информацию о товаре, производителе, импортере или экспортере, которая размещается на самом товаре или его упаковке;
- вывески и указатели, которые не содержать рекламную информацию;
- любые элементы оформления товара, которые помещены на сам товар или упаковку и не относятся к другому товару.
Основные понятия закона «О рекламе»
В рамках Федерального закона «О рекламе» используются несколько понятий и терминов:
- реклама;
- объект рекламирования;
- товар;
- потребители рекламы;
- ненадлежащая реклама;
- рекламодатель;
- рекламопроизводитель;
- рекламораспространитель;
- социальная реклама;
- спонсор;
- спонсорская реклама;
- антимонопольный орган.
Закон определяет рекламу как распространяемую в любой форме и с помощью любых средств информацию о частном лице или организации, товарах или идеях, которая предназначается для большого количества лиц и призвана создавать или поддерживать интерес к этим лицам, товарам или идеям и способствовать их реализации.
В качестве объекта рекламирования могут выступать:
- товары (продукт, работа или услуга);
- производитель или продавец;
- результаты интеллектуальной деятельности;
- событие или мероприятие.
Рекламодателем является производитель или продавец продукции или услуг. Рекламопроизводителем выступает лицо, которое полностью или частично приводит информацию в готовую рекламную форму. А рекламораспространитель – это лицо или компания, которая занимается распространением рекламы любыми способами.
Если реклама не соответствует требованиям законодательства РФ, то она называется ненадлежащей.
Потребителями рекламы являются физические и юридические лица, на привлечение внимание которых и направлена реклама товаров и услуг.
Под социальной рекламой согласно закону принимают распространенную любым способом информацию в любой форме и посредством любых средств, которая предназначается большому кругу лиц и направлена на достижение благотворительных и других общественно-социальных целей, обеспечение государственных интересов.
Спонсор является частное лицо или компания, которая предоставляется средства для проведения культурных, спортивных и иных мероприятий, создания трансляции теле- и радиопередачи, или использования другого результата творческой деятельности.
Если говорить о спонсорской рекламе, то в рамках ее реализации упоминается сам спонсор.
Антимонопольный орган – это федеральный антимонопольный орган и его территориальные подразделения. В РФ таким органом является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).
Особенности рекламы отдельных видов товаров
Особые требования предъявляются к рекламе отдельных товаров, в частности алкогольной продукции, пива, табака и табачных изделий, лекарственных препаратов, БАДов, продуктов детского питания, военной продукции, оружия, финансовых услуг и ценных бумаг.
В законе отражаются стандарты и требования к содержанию спирта в напитках, а также к рекламным средствам и рекламным акциям. В рекламе не должно быть указано, что алкогольные напитки приносят пользу и безопасны для здоровья человека. В рекламе не должны участвовать несовершеннолетние дети и непосредственно к ним реклама не должна обращаться. Время рекламирования алкогольной продукции с 11 вечера и до 7 утра следующих суток.
Реклама лекарственных препаратов должна быть достоверной и добросовестной, обеспечивать максимальную безопасность потребителя. Но не пропагандировать самолечение и ненужность посещения врача для назначения.
Реклама биологически активных добавок не должна создавать впечатление, что рекламируемый объект является лекарством или обладает лекарственными свойствами. Поэтому в рекламе, как и на самой упаковке обязательна фраза: «не является лекарственным средством».
В законе приводятся требования к рекламе детского питания. Если это детские смеси, то в рекламе нельзя показывать их как заменители женского молока, т.е. пропагандировать искусственное вскармливание детей.