Реклама – это распространение информации о каких-либо товарах и услугах с целью ускорения их реализации.
Закат рекламы после революции 1917 года
Кардинальные перемены, произошедшие после революции 1917 года, затронули не только страну, но и рекламу. Последняя стала восприниматься в качестве проявления общества капиталистов. Само слово «реклама» на долгие годы исчезло из оборота: на протяжении нескольких лет рекламы как таковой не существовало совсем, вернее осталась лишь ее политическая часть.
Привычные всем рекламные призывы стали заменяться на лозунги, сформированные по типу: «Вместе строить светлое будущее!». Рекламные объявления, если таковые случались, представляли собой лишь информацию о продукции, агитацию в пользу сберкнижек и курортов Кавказа. Таким образом, реклама потеряла свой коммерческий характер и уже в новом качестве стала частью советского общества.
Главной предпосылкой развития политической рекламы в Советском Союзе выступал выбор, который появился у бывших подданных Российской империи. Вновь сформированные политические силы предлагали народу абсолютно противоположные сценарии будущего страны. Главной целью политической рекламы, осуществляемой в комплексе с пропагандой и агитацией, выступало привлечение населения страны на свою сторону.
Позже советская власть использовала рекламу в целях партийной пропаганды, для мобилизации Красной армии и поднятия боевого духа ее солдат (рисунок 1), сбора пожертвований и средств и т.п.
Рисунок 1. Пример рекламы в пользу мобилизации граждан в Красную армию. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В целом, несмотря на свой высоко политизированный характер, реклама в Советском Союзе отличалась довольно высоким уровнем профессионального исполнения, который, в свою очередь, определялся талантом людей, ее разрабатывавших.
Реклама в СССР
В эпоху существования Советского Союза реклама, по сути своей, превратилась в пропаганду. В этой ипостаси она шла в ногу со временем и идеями, царившими в обществе. Вслед за окончанием гражданской войны и переходом страны на путь проведения новой экономической политики власть временно допустила существование частного собственника.
В этот период государственные предприятия вынуждены были конкурировать с представителями частного сектора. Отсюда возникла потребность в торговой рекламе. Уже в 1922 году при высшем совете народного хозяйства была сформирована комиссия по рационализации рекламы.
Одним из основных реанимированных рекламных средств стала реклама в прессе. В ноябре 1921 года в газете «Известия» было опубликовано сообщение о начале приема объявления. Спустя два года свыше 2/3 доходов от ее издания составляли поступления от рекламы.
В 1922 году при газете «Экономическая жизнь» была создан государственная контора объявления, призванная обеспечивать координацию всей рекламы промышленных товаров для сельских жителей. Приблизительно в это же время были созданы и другие рекламные конторы.
В 1935 году Наркоматом внутренней торговли СССР было издано постановление «Об и методов рекламы для расширения товарооборотов». Тогда же была создана специальная контора «Торг-реклама», предназначенная для рекламного обслуживания, производства и сбыта рекламного инвентаря. Несколько ее филиалов было открыто в регионах. Тем не менее, реклама была малоэффективна, многие руководители не воспринимали ее всерьез, руководствуясь планами сверху.
Уже в 1960-х гг., одновременно с ростом экономического потенциала страны и индивидуального потребления ее граждан были сформированы специализированные рекламные организации. Однако сама реклама по-прежнему обладала недостатками. Основными из них считались:
- отсутствие свежих идей;
- слабая выразительность;
- недостаточный лаконизм.
Все эти проблемы поставили перед советской рекламой новый вызов. Кардинальные сдвиги произошли лишь во времена «перестройки». Именно тогда главными средствами рекламы стали пресса и телевидение, свободные от диктата и цензуры власти.
По большому счету, реклама на внутреннем рынке оказалась реально востребованной лишь в 80-х гг. ХХ века, когда количество товарной продукции широкого потребления, выпускаемой предприятиями в рамках государственных планов, оказалось в разы больше, нежели диктовал потребительский спрос, то есть когда произошло затоваривание торговли.
Особенности и черты рекламы в советский период
В эпоху существования Советского Союза рекламная деятельность была в значительной мере разделена на два потока:
- внутренняя цензура;
- внешний пиар.
Отталкиваясь от этих потоков, историки выделяют три функции, приписываемых рекламной деятельности в советской России. Прежде чем перейти к ним, рассмотрим потоки более подробно.
Первый поток имел весьма ограниченный характер, он был весьма примитивным и бесцветным, но в то же время осознанным как необходимость. Второй поток был направлен на внешний рынок, его сопровождали пропагандистские сентенции и поддержка лидеров партии. В наибольшей степени он сопоставим с пиаром.
Советская власть, вполне ясно отдавая себе отчет в том, что реклама выступает мощным инструментом идеологического воздействия, стремилась уберечь население страны от ее «тлетворного влияния». Весь поток рекламно-информационных материалов, демонстрирующих недоступные советским гражданам западные продукты, а также сюжеты, свидетельствовавшие о преимуществах другого образа жизни, были максимально ограничены. Возможность вести рекламную деятельности была предоставлена лишь специально уполномоченным на то государством организациям. Таким образом, в рекламе царила довольно жесткая цензура.
Помимо этого, советская реклама была призвана выполнять пропагандистские функции, особенно на международном уровне. Для этого реклама продвигала «торжество идей марксизма-ленинизма», которые находили свое воплощение в достижениях советской промышленности, техники, науки, культуры и социальной сферы. В то же время, реклама в советский период была призвана информировать потенциальных покупателей о том, что им предлагает советский рынок.
Таким образом, в период господства советской власти реклама имела тройственную природу и была призвана выполнять три функции:
- цензура и защита от западного влияния;
- пропаганда советской власти;
- информирование о товарах и услугах на рынке.
Последняя функция свое развитие получила лишь во второй половине ХХ века и впоследствии была взята за основу развития рекламы в современной России.