Основной круг профессиональных PR-изданий в России
Профессиональные PR-издания – это периодические издания, посвященные теме PR и связей с общественностью, выпускаемые в печатной и/или электронной форме.
В настоящее время в России существует целый ряд специализированных изданий, публикующих информацию о паблик рилейшнз. К числу основных факторов, определяющих содержание профессиональных российских PR-изданий, относятся замкнутость и немногочисленность профессионального сообщества, а также особенности читательской аудитории.
Среди наиболее известных и широко распространенных профессиональных RP-изданий в России можно отнести такие журналы, как:
- «Советник»;
- «PR-диалог»;
- «Пресс-служба»;
- «PR в России» и др.
Одним из первых российских профессиональных PR-изданий стал журнал под названием «Советник». Выпускаться он начал издательством «Дельта-Маркет М» в января 1996 года, и по сей день находит свою читательскую аудиторию. Издается журнал ежемесячно в формате А4, 60 полос. Официально журнал не входит ни в один из медиа-холдингов.
Материалы, представленные в журнале «Советник», освещают проблемы развития и становления связей с общественностью и самих рынков PR (как российского, так и зарубежного) как особой сферы деятельности.
Еще одним, весьма известным в нашей стране специализированным профессиональным PR-изданием является журнал под названием «PR-диалог». Данное издание впервые вышло в свет в 1997 году и сначала распространялось в пределах Санкт-Петербурга. Однако уже в 2000 году ему удалось выйти за пределы города, расширив, таким образом, свою потенциальную читательскую аудиторию. Стоит отметить, что сделать это было весьма непросто. Это объяснялось, прежде всего, спецификой позиционирования издания. Практически все содержание журнала было привязано в околопитерской тематике, что неизбежно снижало его привлекательность для жителей других городов и регионов. Еще одной особенностью журнала выступала периодичность его выпуска – новые номера выходили в печать один раз в два месяца.
В целом можно говорить о том, что профессиональное издание «PR-диалог» позиционирует себя в качестве профессионального научно-популярного журнала, выпускаемого на двух языках – русском и английском. К слову сказать, на английском языке можно увидеть лишь резюме статей текущего номера. Также отличительной особенностью журнала выступает его «академизм» - большинство авторов представлено преподавателями или студентами двух учебных заведений, поддерживающих издание – Северо-Западной академии госслужбы и санкт-петербургского госуниверситета.
Говоря о профессиональных отечественных PR-изданий нельзя не упомянуть журнал под названием «Пресс-служба». Данное издание выпускается ежемесячно объемом 100 страниц формата А4. Его по праву можно считать профессиональным журналом для специалистов по связям с общественностью.
Еще одним российским профессиональным PR-изданием считается журнал «PR в России». Выходит он 1 раз в 2 месяца в формате а5 (96 полос). Издается журнал уже порядка 20 лет. Большая часть его статей посвящена сценариям и технологиям современного PR и связей с общественностью.
Существуют в России и узко специализированные PR-издания, посвященные строго определенной тематике. В качестве примера можно привести журнал под названием «Связи с общественностью в государственных структурах». Данное издание выходит в печать раз в два месяца объемом 100 страниц формата А4. Эксперты по праву считают его единственным специализированным журналом, посвященным вопросам PR и связей с общественностью и предназначенным для сотрудников:
- властных структур,
- органов местного самоуправления,
- ведомств и министерств,
- судов и силовых структур,
- департаментов и государственных корпораций.
В целом справедливо говорить о том, что российский рынок специализированных профессиональных PR-изданий насыщенным считать нельзя. На нем определенно есть место для новой периодике. Также стоит отметить, что большая часть изданий сегодня выпускается как в печатной, так и в электронной форме, что с одной стороны облегчает процесс их распространения, а с другой – снижает стоимость для потребителя.
Профессиональные российские интернет-порталы, посвященные PR-индустрии
Помимо профессиональных печатных изданий на российском рынке имеется целый ряд профессиональных PR-порталов, представленных в открытом доступе в сети Интернет. Основные из этих порталов в общем виде отражены на рисунке 1. Каждый из них имеет свою специфику и особенности. Рассмотрим лишь некоторые из них.
Рисунок 1. Основные российские PR-порталы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Проект Pronline является одним из первых в России онлайн PR-агентств, стартовавшим в 2011 году. На сегодняшний день его услугами воспользовалось свыше 2,5 тыс. российских и зарубежных компаний. Основным направлением его работы выступает написание и рассылка пресс-релизов от лица коммерческих компаний журналистам, коммуникация и взаимодействие со средствами массовой информации.
Sovetnik.ru представляет собой довольно серьезный информационный интернет-портал. Он же служит электронной версией выше упомянутого журнала «Советник». Данный ресурс содержит в себе широкую базу исследований, ресурсов и событий в сфере отечественного и зарубежного PR.
Еще один сайт, посвященный креативу, рекламе, брендингу и всему, что с ним связано, расположен по адресу createbrand точка ru. Основной задачей данного портала выступает содействие воплощению в жизнь новых и интересных рекламных идей, а также стимулированию производства рекламы на конкурсной основе.
Информационный портал «PR-Life» освещает сферу развития связей с общественностью в условиях российской действительности. На информационном интернет-портале можно встретить образовательные материалы в сфере PR, справочную информацию о региональном PR-рынке. Также там содержится новостная лента, имеется и площадка-форум для дискуссий и обсуждений.