Основные проблемы связей с общественностью
В настоящее время можно отметить широкое использование PR, но для получения желаемых результатов компании преодолевают определенные трудности.
Отмечают следующие основные проблемы PR:
- неправильная и неполная информированность общественности, что приводит к негативному отношению не только к товару, но и самой организации;
- не отлажены движение информации внутри компании, все подразделения предприятия обязаны предоставлять полные и достоверные данные PR отделу, для чего должен выделяться ответственный сотрудник в каждом отделе;
- отрицательное отношение персонала компании к PR, сотрудники других отделов не считают нецелесообразным вкладывать средства в развитие связей с общественностью в организации;
- дорогое содержание отдела PR;
- сложность экономического обоснования бюджета на разработку и реализацию PR кампаний;
- несовершенство законодательства для регулирования деятельности по связям с общественностью, сложно подвести PR проекты под существующий закон о рекламе;
- трудности в оценке эффективности PR деятельности;
- неправильный выбор канала передачи информации может привести к тому, что целевая аудитория не услышат или не увидит сообщение;
- создание непривлекательного сообщения, которое общественность проигнорирует или выскажет отрицательное мнение.
Вышеперечисленные проблемы решаемы, необходим грамотный подход специалистов по связям с общественностью. От их компетентности зависит эффективность не только PR деятельности, но и всей компании в целом.
Проблемы политического PR
Политические связи с общественностью являются составной частью социальных коммуникаций. Они призваны обеспечить полную информированность общественности и легитимность решений, событий и действий в сфере государственной власти.
PR используются для повышения открытости системы государственного управления и изучения интересов народа. Закрытость и неэффективное взаимодействие с общественностью вызывает недоверие граждан к власти.
Сложности в деятельности политического PR возникают в поиске компетентного специалиста.
По сравнению с PR в бизнесе связи с общественностью в органах госвласти требует большей ответственности от своих специалистов. Помимо знаний коммерческой стороны PR, сотрудник подразделения является представителем государства и обязан знать историю государственного управления.
Для эффективного функционирования государственного механизма необходимо обеспечение всех общественных институтов и органов власти статистической, прогнозной и аналитической информацией. Недостаток данных, их недостоверность и несвоевременность предоставления может привести к принятию неправильных решений и возникновению негативного отношения общественности к власти.
Не во всех органах государственной власти создается PR служба или выделяется специалист по связям с общественностью. Поэтому выделяют два варианта осуществления PR-деятельности в политике: заказать услуги в PR агентстве или создать пресс-службу. Есть возможность объединить два способа, но обе структуры должны работать совместно. Выбор того или иного варианта главным образом зависит от финансовых возможностей организаций политической сферы деятельности.
Трудности PR деятельности в бизнесе
Связи с общественностью в коммерческой сфере служат для того, чтобы предоставить общественности информацию, как правило, не рекламного характера. В PR сообщении нет лозунгов и громких доказательств выгодности покупки, но во многих случаях PR более результативны, чем реклама. PR коммуникации применяются для установления взаимоотношений с потребителями, показывая им технологии производства продукции и какая польза от того для общества.
Проблемы PR в бизнесе не менее существенны, чем в политической сфере. Выделяют следующие сложности в коммерческих связях с общественностью:
- предоставление неправдивой информации: один обман общественности может стоить дорого - потеря доверия навсегда;
- разглашение внутрикорпоративных сведений: для избегания этого нужна тщательная работа с персоналом, введение санкций за распространение коммерческой информации;
- чрезмерность и назойливость в PR сообщениях, что присуще рекламе, связи с общественностью ни к чему не принуждают, а просят принять участие в решении социальных и общественных проблем;
- неточность информации может создать неправильный образ компании в глазах общественности, что приведет к принятию неудачных решений.
PR сам является инструментом решения определенных проблем в организации. При этом трудности возникают не только в период кризисов, но и при благоприятных условиях функционирования предприятия.
Проблема эффективности PR
Центральной проблемой PR деятельности считают именно проблему эффективности. Она возникает на всех этапах разработки и реализации программ по связям с общественностью.
В отличие от рекламы, PR не предусматривает получение мгновенного результата, это работа на процесс и эффект в итоге не непосредственный. Реализация мероприятий PR приводят к заключению сделок, но это не цель PR деятельности, это косвенный результат, самое главное нематериальный эффект – признание компании со стороны общественности. Установление доверительных и даже партнерских отношений с аудиторией – это то, что будет приносить плоды на долгосрочной основе.
PR-специалист создает предпосылки для получения результата, но надо еще и доказать, что без PR эффекта не было.
Оценить эффективность PR деятельности довольно тяжело, так как сложно проследить зависимость между конкретными результатами и итогами работы предприятия, поддающимися количественному анализу (объем продаж, выручка и др.), и связей с общественностью, которые направлены на процесс, а не на результат.
Результат PR-кампании может быть частично измерен количественными показателями, другая же часть сводится к субъективной оценке исполнителя или заказчика о проделанной работе и результатах. Совокупность количественных и качественных параметров и позволяет выстроить картину анализа эффективности деятельности по связям с общественностью.
В любом случае оценка эффективности PR –это дискуссионный вопрос и стандартного подхода к решению данной проблемы нет. В зависимости от специфики деятельности предприятия, содержания разработанных PR мероприятий, контингента общественности и др. факторов специалисты по связям с общественностью обосновывают результативность планируемых и проводимых работ.