Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

PR в органах государственной власти и местного самоуправления

Общая характеристика развития PR и связей с общественностью в рамках властных структур

Определение 1

PR - это искусство управления информационными потоками, составляющая часть связей с общественностью.

В России специализированные службы, ответственные за выстраивание связей с общественностью, в качестве самостоятельных структурных подразделений начали создаваться в органах государственной власти и местного самоуправления лишь в последнем десятилетии ХХ века. За рубежом, в частности, в США этот процесс начался гораздо раньше. Многое было позаимствовано нашей страной именно из их политических реалий.

История показала, что взаимодействие через PR службы и агентства в сфере власти в разных странах проходило по-разному. В одних странах власть монополизировала все информационные агентства, журналы, газеты и прочие средства массовой информации, поставив, таким образом под свой тотальный контроль, распространение информации и обеспечив ее монополизацию. Это позволило им последовательно организовывать и проводить пропагандистские акции.

В других же государствах происходило формирование частных информационных агентств и изданий, неформальный государственный контроль за которыми был усилен, благодаря чему у Правительства появилась возможность размещать информацию, которая была необходима, прямо на первых полосах в праймтайм. Правящие пресс-агентства в этих странах стали выполнять роль координационных центров распространения информации. Как правило, они функционировали в рамках общей политики, проводимой правительством страны. Зачастую подобная ситуация наблюдается и сегодня.

Исторический экскурс в зарождение PR в политической среде

Окунемся в историю. Считается, что в США первые прообразы служб по связям с общественностью появились в органах государственного управления еще в XIX веке, однако по-настоящему значимую роль они приобрели уже в начале ХХ века в связи с первой мировой войной. Именно тогда администрацией В. Вильсона была впервые проведена широкомасштабная общегосударственная компания, направленная на выстраивание мнения общества в сторону одобрения вступления США в войну на стороне Антанты.

«PR в органах государственной власти и местного самоуправления» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Потребность в проведении подобного рода компании была обусловлена тем, что ранее на протяжении 1,5 веков страна жестко придерживалась доктрины Монро, в соответствии с которой США не должны были лезть в дела Европы, а европейцам не следовало соваться в Северную Америку. Соответственно, страна пропагандировала политику изоляции, основанную на изолировании от внутренних европейских «разборок».

Крупный американский бизнес выступал категорически против вступления страны в войну и хотел поставлять оружие и боеприпасы обеим противоборствующим сторонам. Вильсон же напротив считал, что пора вмешаться. Однако, не сумев никого убедить в своей точке зрения он прибегнул к проведению информационной компании, связанной с созданием провокаций о потоплении немецкой подводной лодкой американского пассажирского теплохода (рисунок 1).

Гибель теплохода «Лузитания». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Гибель теплохода «Лузитания». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Как выяснилось спустя два десятилетия, теплоход потопили не немцы, а британцы, причем – по согласованию с самим В. Вильсоном.

Как только факт потопления американского теплохода немецкими войсками был обнародован, все газеты в один голов начали кричать, что немцы убили американцев. В результате случилась национальная «истерика», по всей стране прошли демонстрации и митинги протеста. В результате двухмесячной пропаганды Германия превратилась во врага, а общественность рьяно стала выступать за вступление США в войну.

Замечание 1

Как показала история, подобного рола приемы государственной пропаганды впоследствии были положены в основу государственной информационной политики.

Характерные особенности реализации PR в российских органах государственной власти и местного самоуправления

В России к началу 1990-х годов уже были сформированы определенные схемы организации пресс-служб и PR-агентств, функционирующих при властных структурах. В каждом отдельно взятом министерстве, федеральном органе государственной власти, региональной администрации, мэрии крупного города и даже в местных администрациях стали формироваться свои пресс-службы и информационные департаменты. У каждого начальника появился свой пресс-секретарь. Таким образом, структура информационных органов по большей части стала копироваться с западных образцов. В особенности подобная практика была характерна для первой половины 1990-х годов. Впоследствии все эти структуры стали постепенно бюрократизироваться. Их гибкость снизилась, они стали полузакрытыми и непрозрачными.

В итоге, отказавшись от проведения открытой наступательной информационной стратегии PR службы перешли на путь рутинизации и бюрократизации своей деятельности. В конце концов, вся их деятельность стала сводиться в следующим составляющим:

  • публикация официальных заявлений органов власти и местного самоуправления;
  • формирование отчетов об официальных пресс-конференциях.

В результате суть их работы, сводимая к формированию общественного мнения, была утрачена.

Примечательно, что в России и по сей день механизмы взаимодействия между информационными департаментами по связям с общественностью и государственными PR службами носят односторонний характер. Для них характерны:

  • неинтересная форма подачи материала;
  • чрезмерная официозность репортажей и сообществ;
  • разовый характер проявляемых инициатив;
  • преследование краткосрочных целей;
  • работа по принципу «вала информации».

В результате у населения в голове формируется настоящий хаос, который с одной стороны не позволяет формироваться оппозиционным настроениям, а с другой – не позволяет быть субъектом поддержки. Все это существенно ограничивает возможности властных структур по мобилизации населения на поддержку собственных действий.

В целом же справедливо говорить о том, что официальные PR-структуры в органах государственной власти и местного самоуправления используют преимущественно устаревшие и зачастую неэффективные технологии, освещают повседневную работу чиновничьего аппарата, формируют имидж «царя-батюшки» и практически не используют творческие разработки.

Дата написания статьи: 12.12.2019
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot