Общая характеристика развития PR и связей с общественностью в рамках властных структур
PR - это искусство управления информационными потоками, составляющая часть связей с общественностью.
В России специализированные службы, ответственные за выстраивание связей с общественностью, в качестве самостоятельных структурных подразделений начали создаваться в органах государственной власти и местного самоуправления лишь в последнем десятилетии ХХ века. За рубежом, в частности, в США этот процесс начался гораздо раньше. Многое было позаимствовано нашей страной именно из их политических реалий.
История показала, что взаимодействие через PR службы и агентства в сфере власти в разных странах проходило по-разному. В одних странах власть монополизировала все информационные агентства, журналы, газеты и прочие средства массовой информации, поставив, таким образом под свой тотальный контроль, распространение информации и обеспечив ее монополизацию. Это позволило им последовательно организовывать и проводить пропагандистские акции.
В других же государствах происходило формирование частных информационных агентств и изданий, неформальный государственный контроль за которыми был усилен, благодаря чему у Правительства появилась возможность размещать информацию, которая была необходима, прямо на первых полосах в праймтайм. Правящие пресс-агентства в этих странах стали выполнять роль координационных центров распространения информации. Как правило, они функционировали в рамках общей политики, проводимой правительством страны. Зачастую подобная ситуация наблюдается и сегодня.
Исторический экскурс в зарождение PR в политической среде
Окунемся в историю. Считается, что в США первые прообразы служб по связям с общественностью появились в органах государственного управления еще в XIX веке, однако по-настоящему значимую роль они приобрели уже в начале ХХ века в связи с первой мировой войной. Именно тогда администрацией В. Вильсона была впервые проведена широкомасштабная общегосударственная компания, направленная на выстраивание мнения общества в сторону одобрения вступления США в войну на стороне Антанты.
Потребность в проведении подобного рода компании была обусловлена тем, что ранее на протяжении 1,5 веков страна жестко придерживалась доктрины Монро, в соответствии с которой США не должны были лезть в дела Европы, а европейцам не следовало соваться в Северную Америку. Соответственно, страна пропагандировала политику изоляции, основанную на изолировании от внутренних европейских «разборок».
Крупный американский бизнес выступал категорически против вступления страны в войну и хотел поставлять оружие и боеприпасы обеим противоборствующим сторонам. Вильсон же напротив считал, что пора вмешаться. Однако, не сумев никого убедить в своей точке зрения он прибегнул к проведению информационной компании, связанной с созданием провокаций о потоплении немецкой подводной лодкой американского пассажирского теплохода (рисунок 1).
Рисунок 1. Гибель теплохода «Лузитания». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Как выяснилось спустя два десятилетия, теплоход потопили не немцы, а британцы, причем – по согласованию с самим В. Вильсоном.
Как только факт потопления американского теплохода немецкими войсками был обнародован, все газеты в один голов начали кричать, что немцы убили американцев. В результате случилась национальная «истерика», по всей стране прошли демонстрации и митинги протеста. В результате двухмесячной пропаганды Германия превратилась во врага, а общественность рьяно стала выступать за вступление США в войну.
Как показала история, подобного рола приемы государственной пропаганды впоследствии были положены в основу государственной информационной политики.
Характерные особенности реализации PR в российских органах государственной власти и местного самоуправления
В России к началу 1990-х годов уже были сформированы определенные схемы организации пресс-служб и PR-агентств, функционирующих при властных структурах. В каждом отдельно взятом министерстве, федеральном органе государственной власти, региональной администрации, мэрии крупного города и даже в местных администрациях стали формироваться свои пресс-службы и информационные департаменты. У каждого начальника появился свой пресс-секретарь. Таким образом, структура информационных органов по большей части стала копироваться с западных образцов. В особенности подобная практика была характерна для первой половины 1990-х годов. Впоследствии все эти структуры стали постепенно бюрократизироваться. Их гибкость снизилась, они стали полузакрытыми и непрозрачными.
В итоге, отказавшись от проведения открытой наступательной информационной стратегии PR службы перешли на путь рутинизации и бюрократизации своей деятельности. В конце концов, вся их деятельность стала сводиться в следующим составляющим:
- публикация официальных заявлений органов власти и местного самоуправления;
- формирование отчетов об официальных пресс-конференциях.
В результате суть их работы, сводимая к формированию общественного мнения, была утрачена.
Примечательно, что в России и по сей день механизмы взаимодействия между информационными департаментами по связям с общественностью и государственными PR службами носят односторонний характер. Для них характерны:
- неинтересная форма подачи материала;
- чрезмерная официозность репортажей и сообществ;
- разовый характер проявляемых инициатив;
- преследование краткосрочных целей;
- работа по принципу «вала информации».
В результате у населения в голове формируется настоящий хаос, который с одной стороны не позволяет формироваться оппозиционным настроениям, а с другой – не позволяет быть субъектом поддержки. Все это существенно ограничивает возможности властных структур по мобилизации населения на поддержку собственных действий.
В целом же справедливо говорить о том, что официальные PR-структуры в органах государственной власти и местного самоуправления используют преимущественно устаревшие и зачастую неэффективные технологии, освещают повседневную работу чиновничьего аппарата, формируют имидж «царя-батюшки» и практически не используют творческие разработки.