PR происходит от английского словосочетания Public Relations, что означает связи с общественностью. PR-специалист или PR-менеджер – это специалист, который занимается формированием и поддержкой положительного мнения общества о компании, либо о человеке, продукте или событии. PR-менеджеры могут быть сотрудниками как компаний (корпоративный или внутренний PR-специалист), так и специализированных агентств (если компания заказывает услугу PR-сопровождения).
PR-профессия достаточно молода для нашей страны, она появилась в начале 90-х годов и изначально позиционировалась как политический PR. Этот факт, увы, во многом определил напряженное и искаженное понятие о PR-специалистах как о людях циничных, непринципиальных, использующих безнравственные методы в своей работе. Хотя на сегодняшний момент, этот специалист является важной единицей не только в государственных организациях, но и в бизнесе.
PR-менеджеров можно назвать создателями репутации. От них во многом зависит отношение общественности к компании, продукции, vip-персоне или политическому деятелю. PR-специалисты создают облик фирмы, товара или человека.
Многогранная и непростая деятельность PR-менеджера в основном состоит из разработки и проведения PR-кампаний, которые в свою очередь, направлены на создание благоприятного образа предприятия или личности. Именно специалисты PR-профессии налаживают контакты с государственными органами власти и финансовыми учреждениями. В обязанности PR-специалистов также входит взаимодействие со СМИ.
Согласно мнения работодателей, профессия PR- специалиста требует знаний во многих областях: журналистики, социологии, психологии и маркетинга.
Необходимые навыки и знания PR-специалиста
Эффективность работы PR-менеджера определяют его разносторонние знания и личностные и профессиональные качества:
- Знание технологий и правил функционирования связей с общественностью, маркетинга и рекламы;
- Искусство писать качественные статьи, пресс-релизы, продающие рекламные тексты;
- Умение организовывать PR-мероприятия;
- Владение в совершенстве приемами ораторского мастерства и бизнес-риторики;
- Знание иностранных языков;
- Эрудиция, предприимчивость, энергичность;
- Личное обаяние и презентабельный внешний вид;
- И конечно же, навыки работы с современным программным обеспечением, графическими редакторами и т.д.
Попасть в PR-профессию можно двумя способами: можно получить профильное образование, либо окончить ВУЗ по профильному, также желательно получить дополнительное образование в области PR на курсах.
Функциональные обязанности
Функциональные обязанности PR-менеджера четко не определены и зависят от специфики работодателя. Можно выделить некоторые общие должностные обязанности:
- Взаимодействие со средствами массовой информации;
- Написание текстов, докладов, составление презентаций;
- Подготовка к участию в пресс-конференциях и других подобных мероприятиях.
Иногда к этим задачам добавляются дополнительные: контент-менеджмент сайтов компании, а также взаимодействие с провайдерами услуг (типографиями, агентствами, студиями дизайна).
Плюсы и минусы профессии PR-специалиста
Достоинства: востребованность и престижность профессии, постоянное разностороннее общение с людьми разных профессий, достаточно высокий уровень дохода, наличие креативной составляющей в работе.
Недостатки: зависимость от результатов работы других людей, высокая ответственность, присутствие стрессовых ситуаций.
Уровень доходов PR-специалистов
Основополагающим моментом в определении уровня заработной платы PR-менеджера является стаж работы по специальности. Доход также зависит от отрасли и места работы, и, что немаловажно, от занимаемой должности.
Заработная плата начинающего специалиста или выпускника варьируется от 20 до 45 тысяч рублей. Если речь идет о профессионалах своего дела, проработавших на рынке PR от трех лет, то уровень их дохода может составлять 100 тысяч рублей и более.
Где искать работу PR-специалисту?
Специалисты в области PR могут работать фрилансерами, то есть самостоятельно искать себе заказы и сотрудничать с разными заказчиками. Также можно стать штатным специалистом в следующих сферах: PR-агентства и рекламные агентства, отделы по связям с общественностью, пресс-службы, издательские дома, СМИ, а также органы государственной власти.
Можно выделить следующие узкие направления PR-профессий.
Так, руководитель творческой группы – это специалист, который отвечает за проделанную работу группы «пиарщиков». Такая профессия чаще всего встречается в рекламных или маркетинговых агентствах.
Event-менеджер занимается планированием и организацией разного рода мероприятий для организаций, структур и частных лиц.
Блогер – достаточно новая и популярная профессия. Блогеры ведут личные дневники («блоги») в Интернете, либо пишут блоги от имени организации. В последнее время наряду с профессией блогера появилась профессия видеоблогера.
BTL-менеджер («below the line», что в переводе с английского означает «под чертой») — это PR-специалист, ответственный за продвижение торговой марки при помощи стимулирующих рекламных акций.
Спичрайтер (от англ. «speech» — речь, «writer» — писатель) — это PR-специалист, который готовит тексты для публичных выступлений бизнесменов, политиков и прочих общественных деятелей.
Арт-директор - это художественный вдохновитель и руководитель творческой команды, которая совместно работает над определенными проектами в области дизайна, искусства.
Промоутер – это специалист по продвижению продукции компании, главной целью которого является увеличение прибыли компании посредством рекламных технологий.
Копирайтер - еще один PR-специалист, занимающийся написанием креативных рекламных текстов, побуждающих конечных потребителей к тому или иному действию: покупке, заказу, передаче контактных данных.
SMM-менеджер – это креативный специалист по продвижению бренда, веб-сайта, товаров или услуг при помощи социальных сетей в Интернет. Релайтер – это специалист, являющийся неким связующим звеном между компанией и общественностью, он осуществляет связь со СМИ.