Сущность и предназначение профессиональных объединений специалистов по связям с общественностью
Профессиональные объединения специалистов по связям с общественностью – это некоммерческие союзы и ассоциации, сформированные из юридических и физических лиц с целью совершенствования практики реализации связей с общественностью и неправового регулирования отрасли PR.
Как правило, подобного рода организации носят некоммерческий характер. Это означает, что их деятельность не нацелена на извлечение прибыли и получение каких-либо иных финансовых выгод. Основной целью их функционирования выступает развития PR-индустрии, разработка и совершенствование профессиональных и этических стандартов в отрасли. Таким образом, они предназначены для совершенствования сферы связей с общественностью.
Потребность в существовании подобного рода организациях появилась одновременно с появлением и развитием PR-индустрии. Сегодня их количество достаточно обширно. Все их множество условно можно разделить на две группы. В общем виде они представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Базовая группировка профессиональных объединений специалистов в сфере связей с общественностью. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рассмотрим каждую из групп профессиональных PR-объединений более подробно.
Международные профессиональные объединения специалистов по связям с общественностью
Изначально профессиональные объединения специалистов в сфере связей с общественностью стали формироваться за границей, где, собственно, и возник PR (прежде всего, речь идет о США и странах Запада). Основные, наиболее известные международные профессиональные объединения в PR-среде включают в себя такие организации, как:
- ICCO;
- IABC;
- IPRA;
- CERP;
- PRSA;
- IPR и др.
Вкратце охарактеризуем каждую из них.
Объединение ICCO представляет собой Международную ассоциацию консультантов в сфере связей с общественностью. Данная организация была создана в 1988 году. В настоящее время он по разным оценкам включает в себя от 55 до 66 национальных организаций, состоящих более чем из 2500 PR-агентств, расположенных в различных странах Европы, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Ближнего Востока. Основной задачей данной организации считается повышение качества PR-услуг и установление высоких этических стандартов в отрасли.
Одной из наиболее авторитетных профессиональных организаций на мировом рынке PR выступает Международная ассоциация, объединяющая в себе специалистов в сфере бизнес-коммуникаций (IABC). Данная организация ведет свою историю с 1970 года. Сегодня в ее состав входит порядка 16 тыс. членов из 80 различных стран мира. Основной целью ее функционирования выступает предоставление возможностей для непрерывного профессионального роста PR-специалистов и достижения совершенства в сфере деятельности.
Существует на мировой арене международная ассоциация по связям с общественностью (сокращенно – IPRA). Данное объединения включает в себя специалистов со всего мира. Основными целями его функционирования выступают создание и поддержание высоких профессиональных стандартов в PR-индустрии, налаживание информационного обмена и сотрудничества в отрасли, а также разработка программ профессионального развития специалистов по связям с общественностью.
CERP или Европейская Конфедерация по связям с общественностью была создана в 1959 году. Основной целью данного объединения выступает представление интересов профессиональных ассоциаций Европы и их членов. В его состав входит порядка 22 тыс. членов, среди которые представлены европейские PR-специалисты, консультанты, преподаватели, исследователи и студенты. Основная задача организации сводится к установлению контактов, организации обменов и осуществлению сотрудничества между PR-ассоциациями и их членами по всему миру.
Свое общество по связям с общественностью существует и в Америке. Именуется данная организация как «Public Relations Society of America» или «PRSA». Она была создана еще в 1947 году. Сегодня ее задачи сконцентрированы на разработке и совершенствовании профстандартов, проведении исследовательских программ и предоставлении своим членам возможностей для обучения и профессионального развития.
Нельзя не упомянуть и о такой организации как IPR или Институт по связям с общественностью, созданный в Великобритании. Данная организация является единственным независимым объединением в сфере связей с общественностью, занимающимся исследованиями и образованием. Она инициирует и проводит исследования, необходимые в каждодневной работе PR-агентств, PR-ассоциаций и PR-специалистов.
Национальные профессиональные объединения специалистов по связям с общественностью
Существуют свои профессиональные объединения специалистов по связям с общественностью и на территории нашей страны. В общем смысле все они могут быть названы национальными. К числу наиболее известных из них можно отнести:
- Российскую Ассоциацию по связям с общественностью (РАСО);
- Ассоциацию компаний консультантов в области связей с общественностью (АКОС);
- Российское отделение Международной ассоциации бизнес-коммуникаций (IABC).
Вкратце опишем каждое из них.
РАСО специализируется на решении вопросов и проблем общеотраслевого значения. Данная организация нацелена на формирования инфраструктуры PR-отрасли в РФ, защиту ее интересов, развитие ее кадрового потенциала и сертификацию PR-специалистов. Свою миссию она сводит к консолидации усилий отдельных операторов PR-рынка с целью решения вопросов, касающихся PR-индустрии в целом.
АКОС является членом выше упомянутой ICCO. Изначально организация была создана как объединение независимых компаний-консультантов в сфере связей с общественностью. Сегодня ее деятельность связана с развитием в России высокопрофессиональной, прозрачной и эффективной индустрии PR-услуг, установлением высоких этических стандартов, развитием PR-образования, а также представлением общественных интересов членов Ассоциации.
Российское отделение IABC предназначено для формирования в РФ активной коммуникационной среды посредством объединения усилий лучших российских специалистов в сфере бизнес-коммуникаций.