Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Понятие и классификация коммуникационных моделей (стратегий)

Понятие и основные виды коммуникационной модели

Определение 1

Коммуникационная модель – это система передачи сообщения от источника получателю с обратной связью и без.

Коммуниканты, т.е. участники процесса передачи информации, могут поочередно выступать отправителем и получателем сообщений. Они и служат критериями классификации коммуникационных моделей.

Другим параметром классификации, на базе которого создаются простейшие модели, являются четыре элемента коммуникаций:

  • источник;
  • сообщение;
  • канал;
  • получатель.

Третий критерий – это вид модели коммуникаций:

  • линейный;
  • нелинейный;
  • объемный.
Замечание 1

Массовые коммуникации – это односторонний процесс передачи сообщения от источника к получателю. А интерактивные коммуникации являются видом двусторонних коммуникаций. Различие между ними заключается в том, что во втором случае процесс носит интерактивный характер, а источник и получатель меняются местами, когда изменяется направление движения сообщения.

Различают два вида двусторонних коммуникационных моделей:

  • двустороння ассиметричная;
  • двусторонняя симметричная.

Первый вариант использует более сложный подход, который предполагает применение результатов исследований при подготовке послания. Задача такого сообщения состоит в убеждении аудитории принять желаемую коммуникационную модель поведения. В рамках двусторонней ассиметричной коммуникационной модели приоритетным каналом связи субъекта с объектом считается движение необходимой информации от субъекта к объекту.

Второй вариант – это активное взаимодействие субъекта и объекта в целях достижения взаимопонимания. Компания стремится установить деловые отношения со «своей» общественностью, которые подходят обеим сторонам. Целью данной модели является достижение взаимопонимание между руководством предприятия и общественностью, что влияет на эту организацию. Но компанию недопустимо рассматривать как источник, а общественность как потребителя информации. Это две стороны воспринимаются как группы, которые стремятся к согласованности. Двусторонняя симметричная модель предназначена для управления конфликтами и улучшения взаимоотношений с общественностью. С одной стороны, говорить и слушать лучше, чем просто говорить. С другой стороны – следует работать с аудиторией в форме переговоров, а не в форме нравоучений.

«Понятие и классификация коммуникационных моделей (стратегий)» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Классификация коммуникационных моделей

Различают множество моделей коммуникаций, которые маркетолог или рекламщик должен знать и уметь использовать. Базовыми моделями считаются следующие:

  1. модель Лассуэла;
  2. модель Шеннона-Уивера;
  3. модель Дефлюера;
  4. модель Осгуда-Шрамма;
  5. модель Лазарсфельда
  6. модель Романа Якобсона.

Первая модель используется в первую очередь для придания структурной организованности коммуникации. Каждый компонент модели – это самостоятельная область анализа коммуникационного процесса:

  • кто – изучение коммуникатора;
  • что – оценка контента сообщения;
  • по какому каналу – англиз системы маркетинговых коммуникаций;
  • кому – изучение аудитории;
  • с каким эффектом – измерение эффективности коммуникации.

Суть формулы Лассуэла состоит в том, что она предполагает, что коммуникатор всегда хочет повлиять на получателя, поэтому коммуникация описывается как процесс убеждения.

Во второй модели коммуникация описывается как линейный односторонний процесс. Она описывает 5 функциональных и 1 дисфункционный (т.е. шум) факторы процесса коммуникаций. Ключевая задача данной модели состоит в снижении шума и максимальное облегчение обмена данными.

Основные функциональные компоненты:

  • источник информации;
  • отправитель или передатчик;
  • получатель;
  • место назначения.

Достоинство данной модели заключается в том, что сообщение, которое отправил источник и сообщение, которое получил реципиент, имеют неодинаковое значение.

В основу третьей модели лежит утверждение, что причиной сложностей с коммуникационным обменом является несовпадение посланного и полученного послания. В данной модели исправлен минус линейной модели Шеннона – Уивера, т.е. отсутствие фактора обратной связи. Обратная связь дает коммуникатору возможность адаптировать сообщение под канал коммуникации для повышения эффективности передачи информации и увеличить вероятность соответствия между отправленным и принятым сообщением.

Но необходимо различать обратную связь первого порядка и опосредованную связь второго порядка. Первая имеет место, когда коммуникатор может получать обратную связь в ходе взаимодействия. Вторая получается на основе оценки результатов воздействия. Также коммуникатор начинает получать обратную связь не только от потребителя информации, но и от самого послания.

Модели Осгуда-Шрамма, Лазарсфельда, Романа Якобсона

В модели Осгуда-Шрамма коммуникация – это акт установления контакта между отправителем и получателем посредством сообщения. Отправитель и получатель имеют общий смысл. Это означает, что адресат сможет принять и расшифровать закодированное сообщение. В модели присутствуют два дополнительных элемента: интерпретатор и обратная связь. Это делает модель саморегулирующейся.

Кроме этого особенностью модели Шрамма и Осгуда является поведение отправителя и получателя. Они кодируют, декодируют и интерпретируют информацию. Наличие обратной связи в модели позволяет рассматривать процесс коммуникации как взаимодействие. Соответственно данную модель можно отнести к двусторонней симметричной модели, которая предполагает активное взаимодействие субъекта и объекта коммуникации.

Модель Лазарсфельда называют моделью двухступенчатого потока коммуникации. После исследований выявлено, что в процессе коммуникаций не происходит прямого влияния на аудиторию. Воздействие на аудиторию связано с межличностной коммуникацией, а именно от средств массовой коммуникации идеи распространяются к «лидерам мнений», а уже через них – ко всем потребителям информации.

В модели Романа Якобсона представлена схема речевой коммуникации в виде 6 функций языка, с которыми с различных видах связей и отношений находятся следующие компоненты:

  • коммуникатор;
  • контекст;
  • сообщение;
  • контакт;
  • код;
  • реципиент.

Основные функции языка:

  1. экспрессивная (выражение отношения коммуникатора к исходящей речи);
  2. метаязыковая (наличие непосредственной связи с кодом);
  3. когнитивная (ориентация на контекст и реализация с помощью обращения к объекту);
  4. конативная (непосредственное воздействие на получателя сообщения);
  5. фактическая (реализация целей поддержания контакта);
  6. риторическая (ориентация на форму)

Данная модель относится к двусторонней ассиметричной потому, что конативная функция выражает прямое воздействие на сторону, а именно получателя сообщения, используя повелительное наклонение. Эта функция выражает эффект, который возникает от контакта сообщения с получателем.

Дата написания статьи: 07.08.2019
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot