Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Коммуникативные стратегии в социально-ориентированном дискурсе

Определение 1

Коммуникативная стратегия – это совокупность планов действий, относящихся к различным жанрам и направленных на реализацию коммуникативных целей, которые представляют собой освоение действительности, организацию коммуникативного пространства.

Социально-ориентированный дискурс – это социальные практики, основанные на общности представлений о целях и условиях их осуществления в повседневной жизни; совокупность идеологических и культурных представлений, господствующих в общественном сознании как наиболее правильные и приемлемые.

Дискурс – это создаваемый для конструирования образа (особого мира) с использованием его подробного языкового описания вид социально-речевого поведения, генерирующий новые смысловые потоки. Является разновидностью социальной культурной и идеологической практики, отражающей некоторый тип социальной активности людей, использующей детальные языковые описания, и представляющей собой часть процесса коммуникации, возникающего между людьми, характеризуемой самими участниками этой коммуникации, а также общими целями и условиями осуществления.

Классификация коммуникативных стратегий

Исходя из функциональной точки зрения можно выделить два вида коммуникативных стратегий:

  • основные (когнитивные и семантические);
  • вспомогательные.

В случае рассмотрения с точки зрения целей коммуникации и иерархии мотива можно сказать, что основные стратегии являются наиболее значимыми.

Основные стратегии нацелены на изменение модели мира в системе ценностей, интеллектуальном и физическом поведении при направленном воздействии на адресата.

Вспомогательные же коммуникативные стратегии призваны устанавливать эффективное диалоговое взаимодействие.

В зависимости от наличия или отсутствия установки на кооперацию, можно выделить кооперативные, основанные на использовании уговоров, утешений и одобрений и конфронтационные, основанные на использовании ссор и дискредитации, коммуникативные стратегии.

По коммуникативным намерениям коммуникативные стратегии можно подразделить на два вида:

  • общие;
  • частные.

Общие коммуникативные стратегии преследуют достижение общих социальных целей.

«Коммуникативные стратегии в социально-ориентированном дискурсе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В зависимости от способа воздействия на структурирование модели мира основные коммуникационные стратегии подразделяются на:

  • прагматические;
  • риторические.

Для создания репрезентаций положительного свойства используются следующие стратегии:

  • стратегии оценки;
  • стратегии прогнозирования.

Результаты языкового анализа материала, который был получен в процессе исследования, позволили определить стратегии, потенциально способные оказывать существенное воздействие на формирование восприятия молодого поколения.

Стратегия оценки используется при помощи открытых указаний на положительные характеристики. Например, при проведении таких особо торжественных мероприятий как концерт, организованный на Мамаевом Кургане в честь Дня Победы, в эфирах телевизионных каналов всегда используется положительная по смыслу лексика, при этом подчеркивается, что это известный во всем мире монумент, главный символ победы и всенародного подвига.

Стратегия прогнозирования используется при помощи прямого указания на возможность положительных изменений в будущем. В этом случае также используется положительная лексика, только события, о которых идет речь, произойдут спустя некоторое время, о чем также сообщается.

Коммуникативные стратегии используются для осуществления целей коммуникации и являются оптимальными стратегиями, с помощью которых реализуются коммуникативные тактики. Дискурс же является определенным алгоритмом, соединяющим дискурсивные формулы, и представляет собой упорядоченную, динамическую совокупность накопленных знаний, некое коммуникативное событие.

Массовая коммуникация и новая социальная реальность

Основным информационно-коммуникативным каналом, относящимся к техническим средствам массовой информации, на сегодняшний день является Интернет.

Интернет способен решить задачу медиаресурсов по формированию оценочных мнений и общего фонда знаний, помимо того, он предоставляет возможность оказания целенаправленного интеллектуально-эмоционального воздействия.

В Интернет-пространстве возможно осуществление информационного обмена с помощью некой совокупности типизированных субъектов, некоего стандарта, правил, которые определяют каков характер передаваемой информации, какими способами будет осуществляться ее передача, кодирование и декодирование, прием и обработка.

С помощью современных мобильных устройств легко осуществлять коммуникацию и получать необходимую информацию в любом удобном для пользователя виде и формате вне зависимости от его местонахождения.

Новейшие коммуникационные возможности позволяют осуществлять сетевую модель познания.

Изменение целей коммуникаций неизбежно приводит и к модификации сетевых структур.

Актуальной проблемой междисциплинарного характера является изучение процессов всеобщего медийного воздействия, а также процессов, обеспечивающих взаимодействие всевозможных коммуникационных каналов в ходе создания единого объекта, образа, субъекта, явления, события, ситуации.

Существует множество различных интерпретаций понятий «дискурс» и «медиадискурс». Сегодня продолжается научная дискуссия касательно подходов к объяснению этих понятий.

Способы коммуникаций относятся к устойчивым элементам культуры и могут существовать весьма продолжительное время. Любое социальное действие может поддерживать старый или создавать новый способ коммуникации, поскольку является одновременно производимым или воспроизводимым в соответствии с этим действием коммуникативной стратегией. Коммуникативные стратегии включают в себя такие понятия как, выбор, необходимость делать постоянные усилия, направленные на поддержание сделанного выбора, перспективы.

Таким образом, вопрос выбора коммуникативных стратегий представляется задачей, которую необходимо решать всякий раз, когда осуществляется любое социальное действие.

Проблемы коммуникаций в последнее время стали рассматриваться в ракурсе гуманитарных технологий, которые наряду с экономическими, промышленными технологиями стали настойчиво вторгаться в повседневную жизнь.

Гуманитарные технологии, основанные на практическом применении знаний о человеке, призваны создавать условия для всестороннего и свободного развития личности, а значит, являются социальными технологиями.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 20.06.2022
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot