С древних времен понятие «туризм» используется во всем мире. Этот термин произошел от выражения «великий тур» и означал ознакомительную поездку, в которую ездили молодые дворяне в XVII-XVIII веках.
В XIX столетии подобные поездки приобрели большую популярность и среди другого населения. Основной целью туризма на протяжении всего времени его существования, было, есть и будет знакомство с другими странами, установление взаимоотношений с людьми.
История развития российской туриндустрии и ее продвижения делится на пять этапов:
- просветительский (1890 - 1917);
- предпринимательский (1917 - 1936);
- организационно-централизованный (1936 - 1960);
- административно-нормативный (1960 -1990 гг.);
- переходный (с 1990 г и по наше время).
История российской рекламы туриндустрии до 1936 года
Россия всегда была загадочной страной для иностранцев. И русских людей мало путешествовало за рубеж. Ситуация изменилась во время правления Петра I, который открыл «окно в Европу».
Впервые он побывал в Европе в 1697 - 1698 гг. с Великим посольством, затем было организовано заграничное путешествие в 1716 - 1717 гг. Целью поездки было знакомство с науками, культурой. Благодаря Петру русские купцы осваивали западные рынки. Налаживали дипломатические связи и петровские сановники. Молодые люди ездили на обучение за рубеж. В этот период и появляются предшественники рекламы туризмы – первые путеводители по странам Европы.
Кроме этого позже начинает развиваться лечебно-оздоровительный отдых (Кавказ, Крым, Астрахань, Прибалтика), который привлекал не только отечественное население, но и иностранцев. Информация о курортах России распространялась с помощью «сарафанного радио», а также выпускались путеводители, которые во время зарубежных поездок вручались иностранным коллегам.
Второй этап знаменуется активным созданием туристических фирм, которые начинают предлагать свои услуги населению. Под влиянием западной культуры появляются различные питейные заведения, трактиры, кафе, рестораны. Объекты рекламы расширяются, как и условия привлечения туристов.
Становление туристической рекламы в России после социалистической революции
После социалистической революции начинался третий этап развития туризма - организационно-централизованный. Революция практически разрушила сложившуюся систему туристско-экскурсионного обслуживания населения России. Идеология правительства была направлена на развитие патриотизма среди населения и воспитания молодежи. Поездки заграницу прекратились. Соответственно реклама была направлена на развитие внутреннего туризма.
Особенностью четвертого этапа была наращивание темпов развития массового туризма, но с он заметно отставал от мировых стандартов. В России в это время свою активность получили санатории, путевки в которые предлагали людям на работе. Заграничные поездки могли позволить себе население с высоким уровнем дохода и социального статуса. Поэтому реклама была направлена на развитие внутреннего туризма. Основными носителями информации были буклеты, реклама на радио и телевидении.
Распад СССР привел к развалу туристической системы страны, произошел упадок гостиничной отрасли экономики. Со временем ситуация улучшилась и в настоящее время туристический бизнес процветает.
История появления рекламы в сфере путешествий в древние времена
В древние времена народы Средиземноморья уже располагали сведениями и имели общие представления о соседних странах и государств. Информация поступала из уст в уста благодаря торговцам и войнам.
Основными целями путешествий были:
- торговля;
- образование;
- лечение;
- паломничество.
Древняя Греция считается родоначальником спортивных поездок. Каждый год на Олимпийские игры приезжали тысячи спортсменов, любителей спорта и почитателей искусств не только из Эллады, но и других государств. К этому периоду относится и сооружение специальных больших домов, в которых останавливались гости и спортсмены.
В эпоху расцвета Римской империи поездки совершались ради развлечения. Особенно это касалось богатых путешественников, которые были осведомлены о возможностях отдыха в Греции.
В средние века путешествия стали носить образовательный характер. Стали организовываться специальные образовательные туры по странам Европы.
Со временем география поездок расширялась, число неоткрытых мест сокращалось. Подробные описания новых территорий оставляли знаменитые мореплаватели Марко Поло, Васко де Гама, Христофор Колумб.
Развитие зарубежной рекламы в сфере туризма XIX-XX вв.
В начале XIX века изобретение транспортных средств (пароход и паровоз), расширение сети дорог оказало значительное влияние на развитие туризма в Европе. Бурно развивалось и морское сообщение, особенно во время наплыва переселенцев в Америку. В середине 19 века возникают первые пароходные компании. Все эти изменения привели к необходимости продвижения туристических услуг и организации перевозок пассажиров. Рекламные объявления можно было увидеть в газетах, уличных листовках и плакатах.
Увеличение количества путешественников привело к созданию первых гостиниц:
- «Риги-Клестели» Швейцария, 1812 год;
- отель в швейцарском городе Фаульхорн, 1832 год;
- «Бадише Хоф» Баден-Баден (Германия), 1856 год;
- «гранд-отель Швайцерхофт» Интерлакен (Швейцария), 1856 год.
Это были роскошные и дорогие гостиницы, которые обслуживали представителей аристократии и высших военных чинов. В рекламе такие гостиницы особо не нуждались в силу особенностей их целевой аудитории.
Во второй половине XIX века открываются первые бюро путешествий, которые стали заниматься организаций тур поездок населения. В 1841 году англичанин Т.Кук организовал групповой тур, который продавался по единой цене в 1 шиллинг. Это была двадцатимильная поездка по железной дороге. В дороге людей развлекал духовой оркестр, и предлагались чай с булочками. После этого по территории Англии открывались новые бюро путешествий. С 1862 года появились первые каталоги туристических поездок, которые значительно повысили спрос.
Постепенно путешествия могли позволить себе и средний класс населения. Широкое распространение получил летний отдых на даче, на которую можно было добраться на поезде. Позже туристические услуги стали доступны и людям с доходом ниже среднего.
XX век – это период расцвета туристической индустрии: новые маршруты поездок, расширение сети гостиниц, развитие ресторанного бизнеса и сферы развлечений. Реклама становится ключевым элементом коммуникаций и продвижения туристических услуг, появляются нестандартные носители информации, процветает интернет-реклама