Особенности рекламы образовательных услуг
Реклама образования или образовательных услуг имеет ряд особенностей в силу специфики объекта продвижения.
Образование – это процесс воспитания и обучения, приобретение знаний, навыков и умений, опыта работы и компетенций через средние, средне-специальные и высшие учебные заведения.
Четкого понятия «образовательная услуга» не существует, но под этим термином понимают деятельность системы образования, которая удовлетворяет разнообразные потребности личности, общества и государства в получении знаний, умений и навыков.
В услугу закладывается смысл «платный», поэтому применительно к бесплатному образованию (школы и бюджетные отделения ВУЗов) этот термин тяжело употреблять.
Специфика образовательных услуг напрямую связана с характеристиками услуг:
- нематериальность: «потрогать» образование невозможно, но наглядно можно представить в виде образовательных стандартов, планов, лицензий, сертификатов и дипломов;
- неотделимость от источника: в результате купли-продажи услуги продавец лишается права собственности, но покупатель такого права не приобретает, а процесс потребления совпадает с процессом предоставления образования;
- непостоянство качества образовательных услуг: регулярные изменения предоставляемой информации согласно изменениям в учебных планах и образовательных стандартах;
- несохраняемость: накопить образование впрок невозможно, а забывать полученную информацию – это естественный процесс для любого человека.
Образовательная реклама имеет ряд особенностей:
- баланс информативной и эмоциональной составляющих рекламных сообщений;
- исключительно высокое качество рекламы;
- учет культурных и религиозных традиций, региональных и местных особенностей;
- получателями образовательной рекламы являются: потенциальные обучающиеся и их семьи, отечественные и зарубежные работодатели, образовательные и научные фонды и учреждения, производители сопутствующих услуг (гостиницы, медицинские оздоровительные учреждения, транспортные и туристические фирмы и т. п.), органы местного самоуправления и общество в целом;
- упор делается на печатную рекламу (местные СМИ – для рекламы общеобразовательных учреждений, центральные и специализированные издания – для рекламы ВУЗов, учреждений дополнительного и послевузовского образования).
В зависимости от вида образовательного учреждения, его срока деятельности на рынке и целевой аудитории реклама может носить информативный, напоминающий или поддерживающий характер.
Развитие рекламы образования в России
История развития системы образования в России началось еще в X-XIII веках. В этот период открывали церковно-приходские школы, учреждения при монастырях и дворцах князей. Педагогические начинания князя Владимира успешно были продолжены Ярославом Мудрым. Именно он создал первую библиотеку при Софийском соборе в Киеве. Началось повышение грамотности населения, которой овладевали не только знатные люди, но и обычные горожане. Про возможность обучения люди передавали информацию друг другу, используя так называемую устную рекламу.
Первое высшее учебное заведение было открыта в 1632 году на территории нынешней Украины – Киевско-Братская Коллегия, позже ее переименовали в Академию. В ней учились дети зажиточных горожан, духовенства и представителей качества. Обучение было на греческом языке.
На территории современной России, в Москве в 1687 году была организована Славяно-греко-латинская академия. В этом учреждении получили свое образование В. Баженов и М. Ломоносов, который в 1755 году способствовал открытию Московского университета (сейчас МГУ). Реклама образования распространялась среди представителей высшего сословия населения, которые благодаря рекомендациям и отправляли учится своих детей в учебные заведения.
Доступным для всех образование стало при правлении Петра I. Стали открываться народные, церковно-приходские школы, в которых можно было получить начальные знания. Затем дети отправлялись учиться в уездные школы на 2 года, после обучение происходило в гимназиях и высшей ступенью был университет. В это период отмечается выпуск первых газет, в которых и можно было узнать о возможности получить образование. «Сарафанное радио» по-прежнему было основным носителем информации об образовательных услугах.
Что касается дошкольного образования, то первые детские сады появились в XIX века, изначально разделившись на «народные» и «для представителей интеллигенции». Это деление потеряло свою актуальность при СССР, когда большая часть населения стало работать, даже молодые мамы через 2 месяца после рождения ребенка. Места в детских садах или яслях предоставлял работодатель, поэтому выбирать не приходилось.
Сегодня система образования в России значительно отличается от советской. Помимо обычных школ, появились гимназии и лицеи, профтехучилища переименовали в колледжи, в ВУЗах можно образование получить и на коммерческой основе. Широкое распространение получили и учреждения дополнительного образования, кружки и секции. И реклама претерпела существенные изменения. Продвижение образовательных услуг ни чем не отличается от других видов услуг. В рекламных кампаниях применяют весь набор средств распространения информации: печатная, теле и радиореклама, наружная реклама и интернет-реклама.
Мировая история образовательной рекламы
История мирового образования начинается еще с Древней Грецией и Рима. Афины и Спарта были наиболее влиятельными полисами, в них сформировались афинская и спартанская системы воспитания.
Спартанская система - один из первых в истории опытов государственного воспитания. Оно было привилегией рабовладельцев и ориентировалось на подготовку сильных и преданных людей. Афинское образование было аристократическим, и получали его только богатые люди, которые способные были за него заплатить. Информация о получении воспитания и образования передавалась от человека человеку внутри сословия.
В средние века образование можно было получить при церкви и монастырях. Духовенство было не только самым образованным, но и единственно грамотным сословием. В школах учились и будущие монахи, и дети мирных граждан. В монастырях были библиотеки и скриптории (мастерские по переписыванию книг).
С развитием городов и культурного подъема изменилась и система образования. Появляются школы, которые не подчиняются уже церквям и готовят представителей светской администрации.
Первые университеты появляются в Париже, Болонье, Оксфорде. Слухи о высшем образовании распространяются по всему миру и многие приезжают учиться в эти страны.
Реклама образовательных услуг развивалась параллельно с системой образования. Если раньше она в большинстве случаев носила локальный характер, то сейчас международный или глобальный. Знаменитые ВУЗы Европы и Америки давно стали брендами и привлекают огромное количество студентов со всего мира.