Узнаваемость компании является важным фактором её успеха у клиентов. Для достижения экономического успеха необходимо выгодно отличаться от конкурентов. Когда ценовая конкуренция уже не актуальна, компании начинают стараться выделиться концептуально. Фирменный стиль как раз и нужен для эстетического и идеологического отстраивания компании от конкурентного окружения.
Фирменный стиль – это постоянный набор стилевых инструментов и приёмов, который создаёт единый образ бренда и указывает на принадлежность всего, на чём они размещаются, этому бренду.
Фирменный стиль способствует идентификации бренда (повышает узнаваемость и запоминаемость компании, помогает выделиться на фоне конкурентов), повышает доверие потребителя, усиливает эффективность рекламы и конкурентоспособность компании.
Инструменты фирменного стиля
- Название;
- Логотип;
- Фирменный знак;
- Фирменный блок;
- Слоган;
- Фирменный цвет;
- Фирменный комплект шрифтов;
- Корпоративный герой;
- Постоянный коммуникант (лицо фирмы).
Рассмотрим каждый инструмент подробнее.
Название
Задача названия семантически отстраивать компанию от конкурентов. Главное требование – название должно быть уникальным. Это нужно для того, чтобы потребитель не спутал нужный ему бренд с другим. Крупные успешные компании в обязательном порядке регистрируют своё название в качестве товарного знака, чтобы конкуренты не смогли воспользоваться их именем. Существует достаточно прецедентов, когда владельцы товарного знака через суд получали с конкурентов миллионы рублей за его незаконное использование. Название компании не обязательно должно совпадать с названием бренда. (Например, сотовая связь «Билайн» - это бренд; а компания называется «Вымпелком».) Это целесообразно в тех случаях, когда название зарегистрированного юр.лица не соответствует маркетинговым требованиям или компания работает единовременно по нескольким направлениям и развивает сразу несколько брендов. В этих случаях продвигают название бренда, а название компании остаётся в тени.
Логотип
Логотип – это уникальная узнаваемая шрифтовая надпись названия бренда.
Четыре товарных знака из пяти регистрируются именно в виде логотипа.
Фирменный знак и фирменный блок
Фирменный знак – это уникальный идентификационный графический элемент бренда.
Фирменный блок – это константное сочетание нескольких элементов фирменного стиля.
Чаще всего фирменный блок состоит из фирменного знака и логотипа. Иногда он включает ещё и слоган.
Слоган
Слоган – это фирменный лозунг, девиз бренда.
Он транслирует философию компании и демонстрирует конкурентные преимущества через высшие ценности компании. Слоган должен быть кратким, эмоциональным, оригинальным, современным близким и понятным целевому сегменту компании.
- L’ORÉAL: Ведь вы этого достойны
- Есть вещи, которые нельзя купить. Для всего остального есть mastercard
- MCDONALD’S: Вот что я люблю
- Тойота: Управляй мечтой
- Газпром: Мечты сбываются
- Все в восторге от тебя, а ты от Мейбелин
Фирменный цвет
Фирменный цвет – это постоянный цвет (или набор цветов), используемых компанией в оформлении брендированной продукции.
Постоянный цветовой образ бренда улучшает его узнаваемость и запоминаемость. Здесь очень важно учитывать особенности продукции и целевой аудитории, а также специфику психологии восприятия цвета. Цвет вызывает определенные ассоциации и формирует впечатление о бренде. Узнаваемость компании на 80% зависит от цвета.
Черно-желтые цвета прочно закрепились в сознании потребителей как идентификатор бренда Билайн.
Фирменный комплект шрифтов
Помимо логотипа для коммуникации с целевой аудиторией необходимо использовать и другие шрифты. Их небольшой постоянный набор служит тем же целям, что и фирменный цвет и утверждается с учётом психологии восприятия шрифта. При создании фирменного стиля компании часто разрабатывается индивидуальный шрифт, но это трудозатратно и не всегда оправдано. Целесообразно найти свой уникальный шрифт, который больше всего соответствует идеологии компании.
Так, простые прямоугольные шрифты являются практически универсальными, однако они не подойдут для эксклюзивной уникальной продукции. Строгие квадратные шрифты уместны для промышленных товаров, технологий и социальной рекламы. Они легко воспринимаются и настраивают человека на серьёзный лад. Округлые шрифты ассоциируются с ощущением комфорта, уюта и доброты, поэтому они уместны в рекламе товаров для дома, семейных товаров и услуг. Наклонные шрифты с виньетками применимы для товаров с женской целевой аудиторией, настраивают на ощущение легкости и красоты. Информация, поданная курсивом, всегда воспринимается как менее важная. Рукописные шрифты подчеркнут эксклюзивность товара или услуги, подчёркивают традиции бренда, вызывают доверие.
Корпоративный герой
Корпоративный герой – это вымышленный герой, ставший эксклюзивным постоянным коммуникатором бренда.
От лица компании он рассказывает целевой аудитории о её товарах и услугах. Корпоративного героя наделяют одобряемыми целевой аудиторией чертами. Иногда он может олицетворять идеализированный образ потребителя. Очень часто корпоративный герой используется в фирменном стиле детских брендов, например, медвежонок Барни (детский бисквит Барни) или динозаврик Дино (молочные продукты Растишка). Но иногда корпоративный герой используется и для продвижения серьёзных товаров и услуг.
Надувной человечек Бибендум - корпоративный герой производителя шин Michelin. Бибендум как бы составлен из стопки шин разных диаметров, к которым приделаны руки.
Постоянный коммуникант
Постоянный коммуникант (лицо фирмы) – это человек, который продолжительное время от лица компании коммуницирует с целевой аудиторией.
В качестве постоянного коммуканта чаще всего выбирают какую-либо известную личность, которая пользуется популярностью среди представителей целевой аудитории.