Факторы, влияющие на формирование имиджа
У каждой организации есть свой индивидуальный образ в подсознании других представителей рынка, даже если она это не осознает. Имидж организации является результатом взаимодействия целого ряда условий, часть из которых организация в состоянии держать под контролем, хотя большая часть условий не поддается контролю.
Необходимость в достойном имидже организации осознают далеко не все руководители, считающие, что куда полезнее вкладывать финансы в рекламирование предприятия. Имидж или образ организации – это восприятие неповторимости данной организации среди других, осознание ее индивидуальных черт и особенностей. Существуют люди, которые стараются проявить свою индивидуальность посредством одежды, автомобилей, жилья и поведения, организации, в свою очередь, проявляют свою уникальность посредством символики, предлагаемых услуг, отношения к персоналу и т.д.
На формирование имиджа влияет множество факторов. Вот некоторые из них:
- история организации;
- социальная миссия организации;
- личные особенности руководителя;
- деловая репутация;
- уровень обслуживания клиентов/потребителей;
- стиль управления;
- качество производимых товаров и услуг;
- фирменный стиль.
Рассмотрим по порядку перечисленные выше факторы. Большей популярностью у людей пользуются компании, история которых ассоциируется с какой-либо популярной персоной или знаменательным событием.
Миссия – это визитная карточка компании. Миссия должна быть социально определена и должна соответствовать потребностям и интересам партнеров и спонсоров, существующих и потенциальных клиентов.
Также немаловажны личности руководящего состава и стиль управления. Например, авторитарный стиль управления может весьма неблагоприятно сказываться на морально-психологическом климате среди сотрудников организации, тем самым ухудшая внешние связи предприятия.
Деловая репутация включает в себя прозрачность в работе с компаньонами, прочное финансовое положение и намерение исполнять свои обязанности. Уровень обслуживания, как и качество производимых товаров и услуг являются основополагающими факторами, формирующими образ организации в сознании людей.
Фирменный стиль, к которому можно отнести логотип, фирменную одежду, товарный знак, корпоративную цветовую гамму, слоган и др., является одним из основных инструментов создания имиджа компании.
Методы формирования имиджа
Для создания и развития имиджа организации приветствуется использование разных методов и инструментов. Одного универсального метода, который подходил бы для всех без исключения компаний и охватывал бы все аспекты имиджа попросту не существует. Каждый метод необходимо использовать системно в зависимости от условий внешней среды.
К наиболее распространенным методам формирования имиджа относятся:
- Присоединение клиента. Этот эффект основывается на «психологическом заражении», то есть ситуации, когда человек на подсознательном уровне усваивает эмоциональное состояние коллектива или отдельного авторитета. На практике метод присоединения клиента используется в качестве заведения и поддержания полезных традиций, ритуалов, праздников и т.д. присоединить клиента можно к уже идущему действию других клиентов, либо к ранее совершенному им же действию.
Вложенное действие, строящееся по следующим принципам:
- Клиенту предлагается выполнить действие №1, которое ему знакомо и связано с действием №2, которое, в свою очередь, необходимо заказчику. Например, магазины значительно занижают цену на хорошо известный покупателю товар, при этом рассчитывая, что покупатели попутно приобретут и другие товары в данном магазине, то есть, совершат действие №2.
- Клиентов деликатно ставят в ситуацию выбора товаров или услуг из диапазона, при этом вариант отказа от выбора не озвучивается. Например, в заведениях БыстроПит-а клиентам предлагают выбрать тот или иной соус, не уточняя, нужен ли он вообще.
- Для клиентов создается такая ситуация, в которой они начинают обсуждать некую проблему, находя новые аргументы «за» и «против», чем превращают «объект рассуждений» в привычный себе и населению в случае трансляции или публикации дискуссий.
- Создается «Эффект Герострата», то есть вводится «мнимый запрет» на определенное действие. В действительности же клиенту нужно представить «запрещаемое действие», чтобы осознать запрет. Например, вывеска у входа в магазин с просьбой «На потолок не смотреть!!!», вызывает обратный эффект у посетителей. Они смотрят на потолок, на котором можно разместить рекламу, успех которой обеспечен.
Инструменты формирования имиджа
Существует множество инструментов формирования имиджа, перечислим основные из них.
Визуальные средства. К ним относятся дизайнерские приемы, которые включают создание упаковки, оформление витрин, офисов, выставок, разработку макетов объявлений. Макеты могут быть различными, но один постоянно присутствующий во всех позициях элемент делает единую серию макетов узнаваемыми. Немаловажную роль играет цвет, вербальные средства и профессионально подобранная стилистика, нацеленная на потребности конечных пользователей.
Рекламные средства. К ним относятся различные средства для рекламы, которые способствуют формированию благоприятного отношения. PR-мероприятия. Четко рассчитанные, спланированные усилия на постоянной основе, направленные на установление и укрепление взаимопонимания между организацией и общественностью. К таким мероприятиям можно отнести выставки, пресс-конференции, работу со СМИ, спонсорские мероприятия, презентации. При организации PR-мероприятий необходимо, чтобы специфика компании соответствовала специфике проводимого мероприятия. Важным оказывается отношение целевых групп к проводимым PR-акциям, масштаб аудитории спонсируемой акции.
Фирменный стиль. Под данным понятием скрывается совокупность художественно-текстовых и технических компонентов, которые создают зрительное и смысловое единение продукции и деятельности компании, исходящей от нее информации, внешнего и внутреннего оформления. «Фирменный стиль» содержит в себе два компонента: характер поведения на рынке и внешний образ.
Характер поведения на рынке определяется взаимоотношениями фирмы и ее представителей с партнерами, заказчиками, поставщиками, банками, конкурентами. Характер поведения на рынке отличается особым стилем при проведении рекламных кампаний и мероприятий по стимулированию сбыта, а также работой с общественностью, наличием корпоративного духа и корпоративной культуры.
Внешний образ - создается единым стилевым оформлением товарного знака, логотипа, деловой документации, фирменного блока, фирменной цветовой гаммы, фирменной вывески, фирменной одежды, рекламных объявлений, буклетов, дизайна офиса и т.п.