Особенности формирования образов героев в эпоху «развитого феодализма» как основы эволюции политической коммуникации
Развитой феодализм - это период исторического развития европейского общества между XI и ХV веками.
Начиная с 10-11 веков бенефиции, предоставляемые королями и императорами своим подданным за верную службу, начали трансформироваться в наследственные феоды. Обязанность знати своим положением монархам становилась все меньше, что не могло не найти отражения в ее лояльности. Власть предержащие (императоры и короли, выступающие основным источником политической коммуникации) для того, чтобы обеспечить подчинение подданных, были вынуждены выстраивать вокруг себя ореол сакральности.
Для занятия власти и удержания трона монархи вынуждены были принимать соответствующие меры, не последняя роль среди которых отводилась построению соответствующего образа и имиджа, и, надо признать, в этом они преуспели. Чего только стоит образ известного английского короля Ричарда I, более известного по своему прозвищу – Львиное Сердце (рисунок 1).
Рисунок 1. Ричард I Львиное Сердце. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Ричарду Львиное Сердце удалось сформировать себе образ талантливого поэта, отважного рыцаря, благочестивого крестоносца. Именно в таком имидже он вошел в народный фольклор, поэмы трубадуров и даже современное искусство и литературу. Подданные Ричарда I, очарованные его качествами, зачастую не замечали его темных сторон (по сути, он стал одним из наиболее плохих королей Англии – его почти никогда не было в стране, более того, он практически разграбил королевство, снаряжая армию для крестовых походов).
В целом для данного этапа исторического развития общества было характерно отсутствие ярко выраженных границ между наукой и искусством, этикой и правом. В результате научные воззрения или нормы права нередко находили свое отражение в литературных произведениях, которые, в свою очередь, становились одним из средств формирования общественного мнения. Образ все того же Ричарда Львиное Сердце был создан трубадурами и преданными ему историками. Аналогичным образом был сформирован образ короля-крестоносца Людовика IX – в своих мемуарах его прославил постоянно сопровождавший его в походах французский аристократ Жан де Жуавиль.
В качестве прочих примеров формирования образов иных средневековых героев, выступающих в роли настоящих рыцарей и являвшихся образцами для подражания, можно привести:
- написание песни о Роланде, воспевающей героя, которому вместе с небольшим отрядом удалось задержать несметные полчища сарацинов, победить их и умереть от ран, и не имеющей никакого отношения к реальному человеку, разорившему басков;
- создание образа Сида Воителя в песне «О моем Сиде» и иных средневековых испанских романсах, также не соответствующего его реальному прототипу – Родриго Диасу де Бивару, нередко выступавшему против испанского короля вместе с арабскими эмирам.
И подобных примеров история демонстрирует немало. Весьма широкое распространение в западноевропейском обществе эпохи «раннего феодализма» получили куртуазные романы и народные поэмы. Именно с их помощью формировался определенный стереотип представителей различных сословий – королей и рыцарей. Посредством художественной литературы часто продвигалась идея сословных различий.
Прочие особенности развития политической коммуникации в эпоху «развитого феодализма»
К эпохе раннего феодализма как таковой относится исторический период между XI-XV веками. Для данного периода истории характерны:
- завершение процессов формирования феодальных отношений;
- иерархическая соподчиненность представителей господствующего класса;
- зависимость крестьян от феодалов;
- натуральный характер экономики;
- рост производительных сил;
- последующая феодальная раздробленность.
Все эти факторы не могли не сказаться на развитии систем политической коммуникации, в которой основополагающая роль по-прежнему отводилась власть предержащим – монархам, императорам и королям. Их подданные выступали в роли лиц, принимающих информационный сообщения, исходившие сверху, и транслирующих их более низким сословиям, которые были обязаны подчиняться законам и решениям монарха.
К числу основных наиболее значимых особенностей развития политической коммуникации в этот период можно относить:
- упор на формирование привлекательного, зачастую завышенного образа правящих сословий и принижение крестьян в литературе и искусстве;
- расцвет рыцарства и активное использование его атрибутики (прежде всего, гербов как знаков дворянского достоинства);
- использование турниров, на которых собирались представители всех сословий из разных стран, как способа массовой коммуникации;
- расцвет и развитие духовно-рыцарских орденов (тамплиеры, иоанниты, тевтонцы и пр.).
Еще одной отличительной особенностью эпохи «развитого феодализма», непосредственно связанной с эволюцией систем политической коммуникации, стало развитие так называемого «третьего сословия». Пока знать и духовенство боролись за власть, купечество и городское населения объединялись, а города превращались в центры оппозиции аристократии. Их население вместе с крестьянами, умело агитируемое народными вождями, стало все чаще выступать против дворянства. Основным проявлением таких выступлений и своеобразной формой политической коммуникации по схеме «снизу вверх» стали народные восстания.
Так, в 1350-х гг. Кола ди Риенци удалось поднять народ Рима на борьбу с аристократией, а после – и с папством. Отличительными средствами коммуникации таких народных лидеров, как правило, выступали, прежде всего, их ораторский дар, а также слухи и даже «средства политической рекламы». Под средствами политической рекламы в данном случае понимается размещение на стенах зданий города изображений с надписями, агитировавшими в поддержу «трибуна», которым стал тот самый Риенци. В ответ римская власть использовала свои инструменты, чем и перетянула городское население на свою стороны. В первую очередь речь идет об издании законов, уравновешивающих состоятельные и неимущие слои общества.