Справочник от Автор24
Найди автора для помощи в учебе
Найти автора
+2

Зависимость от социальных сетей

Киберпсихология: основные проблемы и направления исследований

Компьютерные технологии, цифровизация, повсеместное распространение Интернета - это те компоненты реальности, которые уже давно встроились в нашу постоянную жизни, и как следствие не могут не иметь какого-то влияния на личность человека, в то же время и личность человека, в свою очередь, влияет на развитие компьютерных технологий.

Определение 1

Киберпсихология - это та отрасль психологии, которая занимается изучением работы психики человека, ее трансформаций и развития в условиях использования человеком интернета и любых других социальных сервисов (социальных сетей, чатов, мессенджеров и компьютерных игр).

Магистральная линия исследований киберпсихологии - это работа в направлении исследования киберсоциализации и формирования сетевой идентичности, работа над изучением особенностей киберкультуры и особенностей общения в интернет пространстве. Наиболее актуальным направлением является изучение влияния интернета и сетевых сервисов на личность человека: интернет-зависимости, зависимости от социальных сетей, компьютерных игр.

Такая актуальность данной темы обуславливается непрерывным развитием и распространением различных сетевых сервисов и онлайн-игр, их постоянными модификациями и обновлениями. Такой быстрый рост и глобальное распространение вызывает тревогу за то, что этим сложно управлять и прогнозировать будущее. Поэтому исследователи разных наук занимаются проработкой различных аспектов взаимоотношений интернета и человека.

Основная противоречивость данной темы связана с тем, что долгое время влияние интернета на человека трактовали как однозначно негативное - происходит аутизация личности, социальные связи человека сокращаются, ограничиваются его коммуникативные способности, формируется уход от реальности, негативизм по отношению к реальному общению.

Однако самые последние исследования ставят под сомнение такую однозначную коннотацию - дозированное использование компьютерных игр способствует развитию когнитивных функций, повышает социальные навыки игроков при общении в команде, развивает их способности к принятию решений, ответственности за эти решения (в командных компьютерных играх, например). Помимо этого, различные онлайн сервисы способствуют улучшению эмоционального и психического благополучия у людей с ОВЗ.

«Зависимость от социальных сетей» 👇
Помощь автора по теме работы
Найти автора
Скидки на первый заказ
Все промокоды
Собрали более 72 000 авторов учебных работ
Найти автора

Современность требует учитывать положительные стороны влияния интернета на человека в совокупности с деструктивным влиянием, это позволяет сделать понятие интернет-аддикций более проработанным, не сеющим панику и стигматизацию в обществе.

Киберсоциализация и социальные сети

Итак, сейчас виртуальная реальность является уже продолжением социальной реальности, ее расширением, а цифровые технологии являются возможностями и инструментами для опосредования психических функций человека.

Интернет - это один из механизмов социализации индивида: через пользование интернетом, социальных сетей и компьютерных игр человек присваивает себе определенный социальный опыт в онлайн формате. Далее индивид может этот опыт воспроизводить, как в реальной, так и виртуальной жизни.

Важным компонентом социализации является формирование идентичности человека. В интернет пространстве происходит киберсоциализация, которая формирует сетевую идентичность человека. Однако, социализация и киберсоциализация могут как дополнять друг друга, так и конфликтовать.

С одной стороны, киберсоциализация дает человеку дополнительные возможности по конструированию собственной идентичности - в интернете мы общаемся через аватары - искусственно созданные проекции самих себя, которые мы можем «начинить» чем угодно, в том числе и тем, что мы не можем реализовать в реальном пространстве.

Но с другой стороны, именно эти расширяющиеся способности влияют на то, что человек может оказаться не способным интегрировать эти две идентичности, в онлайн формате он может невероятно легко и просто общаться с незнакомыми ему людьми, а в офлайн пространстве - бояться заговорить с кассиром в магазине, например.

Поэтому основная сложность, связанная с киберсоциализацией - суметь интегрировать сетевую идентичность в свою реальную идентичность и наоборот. Конструктивный путь интеграции выражается в том, что интернет выступает в качестве дополнительного ресурса, который помогает нам самовыражаться, проявлять себя и т.д., а неконструктивный путь - в том, что интернет понимается как единственный и незаменимый ресурс для самопроявления и самовыражения. В первом случае, социализация человека, и поле его опыта расширяются, а во втором - сужается.

Наибольшую роль в киберсоциализации играют конечно же социальные сети, они выступают возможностью для развития и расширения социального опыта человека, увеличению его репертуара поведенческого и эмоционального реагирования. Помимо этого, общение в социальных сетях удовлетворяет основные потребности человека, связанные с общением, в их числе:

  • потребность в стимуляции - ощущение новизны, проявления интереса и симпатии со стороны незнакомых и новых людей. Все это естественным образом повышает самооценку пользователя, его уверенность в интересности своей страницы в социальных сетях, а значит и себе самом;
  • потребность в событиях - человеку важно ощущение наполненности жизни, ее динамики и течения событий. Новостные ленты в социальных сетях создают это ощущение: постоянные обновления, какие-то новые события формируют ощущение хода жизни. Однако это механизм квазинаполненности жизни: как правило, стремление обсуждать инфоповоды и события из интернета связаны с тем, что у человека в собственной жизни мало событий, и тогда он пристально следит за событиями в социальных сетях;
  • потребность в поддержке - эта потребность чаще всего актуализируется в ситуация социальной депривации: при переезде, смене места жительства или работы, когда человек оказывается в новой социальной среде, и он еще не сформировал новые контакты. Тогда он начинает обращаться к контактам знакомых в социальных сетях, уходить в многочасовое общение в социальных сетях, стремясь получить поддержку, повысить уверенность в себе. Так как контакт с уже знакомыми нам людьми отражает нам нашу идентичность, которая уже существует в ситуации новизны, и человек имеет возможность на нее опереться;
  • потребность в достижении и признании - это трансляция собственных достижений и успехов с целью получения социальной оценки (в виде лайков, комментариев), которые повышают нашу уверенность в себе, самоуважение;
  • потребность в структурировании времени - это побочная, но очень глубокая потребность. Человеку важно структурировать каким-то образом свое время, для этого в обществе разработаны различные формы времяпрепровождения, оформленные в виде ритуалов (различные конвенциональные события: напоминания о днях рождениях, посты о свадьбах и рождениях и детей), общение в формате совместной деятельности (рабочие созвоны, дистанционное обучение и т.д.), общение в формате развлечений (обсуждение по видеосвязи или голосовой связи разных тем, событий, обмен мнениями и интересами и т.д.).

Так или иначе, общение и проявление человека в социальных сетях - это вполне уже укоренившаяся форма реализации человека. С одной стороны, есть объективные достоинства, в их числе: дополнительные возможности для самопроявления, установление новых знакомств и контактов, но с другой стороны - человек погружается в квазиреальность, которая его начинает больше привлекать в силу ее простоты и пластичности.

Зависимость от социальных сетей: детерминанты и симптомы

В исследовании проблемы интернет-зависимости и зависимости от социальных сетей обнаруживается определенная дискуссия по поводу правомерности использования самого термина «зависимость» к данной теме.

В психиатрии используются термины «зависимость» и «патологическое влечение» к какому-то виду деятельности. Исследователи отмечают, что интернет-зависимость и патологическое использование интернета - это разные вещи, и патологическое использование может выступать как промежуточная стадия между здоровым использованием и зависимостью.

Основными формами неконструктивного использования социальных сетей могут быть: навязчивое использование социальных сетей (компульсивное общение в мессенджерах, чатах, участие в конференциях), FOMO (fear of missing out - страх упустить что-то новое в социальных сетях, постоянное обновление новостей, просмотр историй и т. д.), фаббинг (постоянная проверка чатов и мессенджеров во время разговора), зависимость от кибер-отношений (постоянных знакомств, секстинга).

Предикторы развития патологического использования социальных сетей можно разделить на несколько групп:

  1. Провокативная среда интернет-пространства: заходя в интернет или социальные сети, субъект оказывается окруженным очень большим числом влияющих на него факторов: необычная среда, где много незнакомых людей, что может вызывать интерес. Помимо этого, возникает коммуникативная нагрузка на субъекта: человек окружен разными средствами коммуникации: комментарии, сообщения, реакции, эмоджи, стикеры и т. д. Эффект анонимности - у человека нет даже примерного представления о партнере по общению, а также у самого субъекта возникает противоречие в самопрезентации: субъект может ставить любой аватар, называть себя любым именем, ставить любой пол и семейный статус. Помимо этого, происходит искажение временной перспективы: в онлайн пространстве человек центрирован на актуальном событии, оторван от себя в прошлом и будущем, что ведет к невротизации.
  2. Личностные детерминанты развития зависимости от социальных сетей: недостаточно развитые навыки построения межличностных отношений, личностная тревожность, невысокий уровень эмоционального и социального интеллекта, неуверенность в себе, высокая эмоциональная подвижность и возбудимость, расхождение между Я-реальным и Я-идеальным, неразвитые механизмы копинг-стратегий, социальная дезадаптация.
  3. Психологические факторы: интернет зависимость развивается у людей с уже имеющимися аддикциями, высокой личностной тревожностью, склонностью к депрессивным эпизодам, высокими показателями агрессивности и низкими показателями силы воли и мотивации. Для таких людей характерна неудовлетворенность собственной жизнью, ощущение ее не наполненности.

Таким образом, сочетание перегруза и пресыщенности интернет-пространства, эмоциональной подвижности, сниженной саморегуляции и мотивации в совокупности могут являться факторами развития зависимости от социальных сетей.

У зависимых от социальных сетей людей нарастает когнитивное истощение, уплощаются и упрощаются мысли, снижается общий фон нейродинамических процессов, снижаются эмоциональное реагирование в реальной жизни и реакция на новые события, падает общий интерес к происходящим событиям. В ситуациях реального общения человек навязчиво проверяет свои социальные сети, стремится обсуждать происходящее в них, а не в реальности, тревожится, когда нет возможности выйти в социальную сеть. Помимо этого, симптомами зависимости от социальных сетей могут быть: сверхценность социальных сетей, конфликты с другими людьми из-за того, что они ограничивают пользование социальными сетями, синдром отмены, рост эйфории при приближении момента пользования социальной сетью, отсутствие контроля времени, проведенного в социальных сетях, вранье относительно пребывания в социальных сетях.

Дата последнего обновления статьи: 20.02.2025
Не знаешь, как приступить к заданию?
За 5 минут найдем эксперта и проконсультируем по заданию. Переходи в бота и получи скидку 500 ₽ на первый заказ.
Запустить бота
Нужна помощь с заданием?

Эксперт возьмёт заказ за 5 мин, 400 000 проверенных авторов помогут сдать работу в срок. Гарантия 20 дней, поможем начать и проконсультируем в Telegram-боте Автор24.

Перейти в Telegram Bot