Понятие личности
Личность — это понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений.
Понимание личности в психологии рассматривается как в узком, так и в широком смысле. Однако, все авторы сходятся во мнении, что личность представляет собой определенное неповторимое единство, некую целость. Кроме того, большинство психологов признают за личностью роль высшей интегрирующей инстанции.
Исследования в области психологии личности проводятся уже более ста лет. Все это время исследователи стремятся ответить на основные вопросы, касающиеся природы личности, внутреннего мира человека, а также факторах, которые определяют поведение человека и развитие его личности, отдельные жизненные поступки и его жизненный путь в целом. Данные исследования проводятся не только в рамках теоретического анализа, но и в рамках решения разнообразных практических задач.
В настоящее время нерешенным остается вопрос, который касается защитной реакции личности в норме и личности в патологии. В соответствии с исследования гуманистов, любая личность имеет определенный потенциал, который постепенно разворачивается и тем самым человек самореализуется. В процессе развития любая личность сталкивается с рядом жизненных выборов, от которых зависит успешность самореализации.
Личность в норме
Формирование и развитие защитной организации личности является вопросом достаточно неоднозначным, рассматриваемым психологами с разных точек зрения. В этой связи имеется несколько ведущих концепций.
Концепции развития защитной организации личности в норме:
- Биогенетическая концепция личности – рассматривает процесс развития личности в соответствии с фенотипическими особенностями созревания организма.
- Социогенетическая концепция – представлена исследованиями о развитии «личности» или «социального индивида». Автором данной концепции является Б.Г. Ананьев.
- Персонологическая ориентация – анализирует личность и ее развитие с точки зрения самосознания человека и внешнего проявления собственной индивидуальности.
Однако, в настоящее время было доказано, что все указанные модели существует не по отдельности, а только лишь в совокупности. Связано это с тем, что невозможно выделить в личности что-то одно (органическое, социальное, психическое и т.д.). Все элементы находятся в совокупности и интегрируют в рамках каждой конкретной личности, что способствует ее полноценному формированию и развитию.
Процесс формирования защитной организации личности в норме, осуществляется за счет усвоения общественного опыта и представляет собой уникальный процесс, в каждом отдельном случае. Кроме того, необходимо его отделять от процесса усвоение знаний, умений и навыков, так как он в первую очередь связан с формированием потребностей и мотивов, их преобразованием, соподчинением и т.д.
Психологическая структура личности формируется под воздействие следующих ее сторон (подструктур):
- Социально обусловленные свойства личности.
- Индивидуальный опыт, приобретенный в процессе жизнедеятельности (знания, навыки, умения, привычки, уровень личной психологической культуры).
- Индивидуальные особенности некоторых психологических процессов (формы отражения).
- Биологическая обусловленность свойств личности (инстинкт, темперамент, свойства и т.д.).
Таким образом, процесс формирования защитной организации личности в норме является достаточно сложным и многоступенчатым. Особое значение в нем имеет самовоспитание, в рамках общества или отдельного коллектива. Именно самовоспитанием закладывает моральные и нравственные основы личности, формирует ее привычки, представления, убеждения и идеалы.
Защитная организация личности, равно как и процесс развития личности, продолжается всю жизнь: от раннего детского возраста до старости. В полной мере качества личности формируются и проявляются к 25-ти годам, так как именно в это время полностью формируются нравственные и моральные качества человека.
Личность в патологии
В настоящее время в мире существует большое количество людей, которые нуждаются в квалифицированной помощи психологов, медиков, педагогов и социальных работников. Данные люди имеют проблемы в развитии личности, то есть она развивается с различными патологиями. Для того, чтобы оказать необходимую помощь, нужно выявить весь комплекс неблагоприятных тенденций и причины возникновения патологии.
Основными компонентами личности являются: уровень притязаний и самооценка.
Уровень притязаний – это стремление к достижению определенной цели.
Самооценка – это оценка самого себя, своих способностей и возможностей.
Самооценка имеет особое значение для процесса саморегуляции поведения человека и его взаимодействия с окружающим миром. Кроме того, она оказывает влияние на формирование самосознания.
У людей, имеющих различные отклонения в развитии, самооценка неадекватна, в результате чего у них отмечается незрелость личности. Характеризуется это тем, что человек очень зависим от внешней оценки, так как он не способен оценить сам себя, дать правильную оценку своим поступкам и поведению.
Р.Б. Стеркиной было проведено специально исследование, направленно на формирование защитной организации личности в патологии, в различных видах деятельности. В ходе данных исследований было установлено, что защитная организация личности в патологии зависит от предшествующего жизненного опыта ребенка. Чем богаче опыт, тем успешнее защитная организация.
Кроме того, исследования показали, что в ходе той деятельности, которая заранее обречена на не успешность, выбор задач разной степени сложности осуществляется формально, т. е. у детей отсутствовали какие-либо стремления, связанные с достижением успеха в данном виде деятельности.
Результаты подобных исследований имеют большое практическое значение для создания адекватной защитной организации личности в патологии, особенно если ее организация требует от человека определенных усилий.