Сущность кадровой политики и её направления
Кадровая политика – это система работы с персоналом организации, которая объединяет в одно целое различные формы деятельности.
Кадровая политика имеет свою цель, которая заключается в обеспечении оптимального баланса кадрового персонала. В виде какого-либо документа она не всегда бывает четко обозначена, но, тем не менее, существует в каждой организации.
Начинается кадровая политика с того, что в сфере управления людьми выявляются потенциальные возможности основных направлений работы с персоналом и выясняется, какие направления необходимо усилить, чтобы успешно реализовать организационную стратегию.
Развитие кадровой политики и её формирование связано с внешними и внутренними факторами среды.
К факторам внешней среды относятся те, которые нельзя изменить, но необходимо учитывать, чтобы правильно определить кадровые потребности.
Среди этих факторов:
- ситуация, сложившаяся на рынке труда;
- экономическое развитие и его тенденции;
- научно-технический прогресс и его влияние на потребности специалистов;
- нормативно-правовая среда, установленная государством.
К факторам внутренней среды относятся те, которые со стороны организации поддаются управляющему воздействию:
- цель организации, на основе которой формируется кадровая политика;
- стиль управления организацией;
- финансовые ресурсы организации;
- правильное распределение обязанностей кадрового потенциала.
Направления кадровой политики и направления кадровой работы в той или иной конкретной организации, совпадают, т.е. соответствуют функциям действующей в организации системы управления персоналом.
Первостепенное направление кадровой политики заключается в общем управлении работниками. В основе управления, независимо от вида и типа организации, должны быть принципы удовлетворения потребностей, как самой организации, так и всех её сотрудников. Данное направление позволяет максимизировать эффективность управления даже в том случае, если возникнет необходимость частично поступиться интересами организации. Например, премия сотрудникам снизит в какой-то степени прибыль организации, но, с другой стороны увеличит эффективность труда, таким образом, повысив её доход.
Второе направление связано с поиском и распределением сотрудников, решением вопросов заполнения, имеющихся в штате пробелов и эффективным форматированием. Для данного аспекта характерен основной принцип – соответствие объемов работы возможностям сотрудников, соответствие знаний требованиям профессии и занимаемой должности. В обязательном порядке при подборе сотрудников необходимо учитывать индивидуальные особенности и склонности, наличие практического опыта каждого работающего.
Следующее направление заключается в создании резерва руководящего состава на случай потери ценных кадров. Базой этого направления является принцип конкурсности, что значит выбор лучших работников.
Кроме этого важна сменность должностей и взаимозаменяемость, передача должности тем сотрудникам, у которых есть теоретические знания и практические навыки, кто готов поддерживать высокие результаты.
Любая кадровая политика предусматривает аттестацию своих сотрудников и их эффективность. Принципами оценочного аспекта должны быть независимость, профессионализм и объективность, а членами оценочной комиссии должны быть компетентные люди, заинтересованные в том, чтобы талантливые и компетентные сотрудники продвигались по службе.
Критерии оценивания предусматриваются заранее. В кадровой политике существуют ещё и такие направления развитие персонала, мотивация работников и оплата труда.
Типы кадровой политики
Классификация кадровой политики происходит по двум основаниям – первое связано с уровнем осознанности правил и норм, лежащих в основе кадровых мероприятий.
Рисунок 1. Виды кадровой политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
По данному критерию выделяют пассивную, реактивную, превентивную, активную кадровую политику.
Пассивная кадровая политика сама по себе алогична, однако бывают такие ситуации, когда руководство организацией не имеет программы действий в отношении своего персонала. Кадровая работа в таких организациях сводится только к ликвидации негативных последствий, в них отсутствует прогноз кадровых потребностей, нет средств оценки персонала и труда, отсутствует диагностика кадровой ситуации. Руководство работает в режиме экстренного реагирования на конфликтные ситуации.
В русле реактивной кадровой политики осуществляется контроль над симптомами негатива в работе с персоналом, за развитием кризиса. Такая кадровая политика способствует отсутствию достаточно квалифицированных рабочих, отсутствию мотивации в высокой производительности. Однако руководство принимает меры по локализации кризиса и ориентируется на понимание причин, приведших к кадровым проблемам.
На таких предприятиях есть средства диагностики негативных ситуаций и возможность экстренной помощи. Основные трудности этих предприятий связаны со среднесрочным прогнозированием. При наличии обоснованных прогнозов развития ситуации возникает превентивная кадровая политика, но средств влияния на неё организация не имеет.
Кадровые службы таких предприятий имеют средства диагностики персонала и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный период. В программах развития сформулированы задачи по развитию персонала, есть прогнозы потребности в кадрах, но основной их задачей является разработка целевых кадровых программ.
Активная кадровая политика характерна для тех организаций, где руководство имеет и прогноз, и средства воздействия на ситуацию. Кадровая служба при такой политике может разработать антикризисные кадровые программы, мониторить ситуацию, корректировать исполнение программ.
Однако основания для прогноза и программ могут быть рациональными и нерациональными, в связи с этим активная кадровая политика имеет два подвида – рациональный и авантюристический.
Второе основание кадровой политики заключается в ориентации на собственный персонал, и здесь выделяют два типа кадровой политики – открытый и закрытый.
Закрытая кадровая политика
Характерной особенностью закрытой кадровой политики является то, что организация ориентируется на включение нового персонала с низшего должностного уровня. Замещение в такой организации происходит из числа её сотрудников – это значит, что персонал постепенно повышает свою квалификацию, аккумулируя основные ценности и принципы организации.
Для закрытой кадровой политики характерна ситуация дефицита рабочей силы. Адаптация персонала происходит за счет института наставников и высокой сплоченности коллектива. Проходит она, как правило, очень эффективно, потому что всегда есть опытные «учителя» из работников, имеющих солидный стаж и опыт.
Что касается обучения и развития персонала, то оно осуществляется в основном во внутрикорпоративных центрах или преподавателями внутри организации. Подобное обучение способствует формированию единого «поля восприятия», общих технологий и адаптировано для работы данной организации. Таким образом, обеспечивается единство подходов и традиций.
Если в открытой кадровой политике возможность карьерного роста затруднена и налицо тенденция набора готового персонала со стороны, то при закрытой кадровой политике при назначении на вышестоящие должности предпочтение отдается сотрудникам данного предприятия и, более того, осуществляется планирование карьеры.
Происходит вертикальное продвижение «снизу вверх», в результате чего сотрудников, которые приобрели определенный опыт и необходимый для этого стаж, постепенно повышают в должности.
Закрытая кадровая политика мотивацию осуществляет за счет того, что обеспечивает базовые потребности служащих в стабильности, своевременном финансовом обеспечении, безопасности, социальном признании, в то время как при открытой кадровой политике предпочтение отдается вопросам стимулирования.