Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Я-концепция в связи с психологической разумностью старшеклассников

Сущность понятия «психологическая разумность»

Определение 1

Психологическая разумность – это характеристика, которая отражает насколько внутренний опыт, содержание переживаний доступны и интересны человеку.

Термин «психологическая разумность» изначально появился в Менингерской клинике. Он отображает способность осознанно понимать смысл своих слов, эмоций, поступков, понимать свои мотивы поведения и мотивы других людей.

Определений данного понятия довольно много. Первым ученым, определившим этот термин, был С.А. Аппельбаум. Психологическая разумность, считал ученый, является способностью человека связывать свои мысли, чувства и действия и видеть эту связь.

Разумность человека. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Разумность человека. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Интегрирующее определение объединяет все предыдущие.

Психологическая разумность коррелирует с психологической силой. Такая черта личности как экстраверсия и открытость опыту, как показали исследования, имеют положительную корреляцию с психологической разумностью, в то время как нейротизм коррелирует отрицательно.

Низкий уровень психологической разумности связан также и с алекситимией. Чтобы иметь о себе и своем Я адекватное представление, личность должна обладать диалогичностью самосознания и проявлять активность в ходе построения самоотношения и самопонимания.

Психологическая разумность имеет тесную связь с показателем эмоционального интеллекта.

В характеристике психологической разумности существуют и гендерные различия. Проведенные исследования показывают, что уровень психологической разумности у женщин более высокий, а вот по шкале пользы от обсуждения с другими своих проблем, они оценивают себя ниже. Таким образом, как показали исследования, мужчины гораздо чаще женщин свои проблемы готовы обсуждать с окружающими.

«Я-концепция в связи с психологической разумностью старшеклассников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Для исследования психологической разумности применяется Шкала, разработанная Конте в 1990 году. Автором опросника была описана пятифакторная структура, а в самом опроснике конструкт имеет пять субшкал:

  1. уверенность в том, что свои проблемы можно обсуждать с другими окружающими;
  2. субъективная доступность сферы чувств;
  3. желание обсуждать с окружающими свои проблемы;
  4. заинтересованность в интерпретации мотивации, как своего поведения, так и поведения окружающих;
  5. готовность к изменениям или новому опыту.

Что касается современных исследований, то шкалы психологической разумности используются в них для валидизации показателей самосознания личности.

Особенности Я-концепции в юности

Определение 2

Я-концепция – это представления человека о себе. В её состав входят сознание, интеллектуальные, физические, характерологические, социальные качества, самооценка и процесс субъективного восприятия факторов. Все эти факторы оказывают на личность свое влияние.

Личностное образование «Я» Джемс подразделил на Я-сознающее и Я-как объект. Личностное образование включает в себя эмпирический объект, познающийся и оценивающийся субъективным сознанием. Он включает Я-духовное, материальное, социальное, телесное, которые все вместе составляют образ человека, его представления о себе, как о личности.

По данной формуле можно сравнить достигнутые успехи с имеющимся у личности уровнем притязаний:

Успехи = самооценка / притязания.

Независимо от того, чем в данный момент занимается человек, он осознает себя.

Развитие Я-концепции, считал Ч. Кули, происходит в ходе реализации метода проб и ошибок, а итогом будет становление ценностей, установок и ролей.

Возраст старших подростков – это период становления и развития идентичности, которая по Э. Эриксону означает чувство полноценности, сопричастности с миром. Что касается развития идентичности, то характерными моментами является осознание адекватности или неадекватности существующей идентичности Я и поиски новой идентичности, которая подходила бы для новых условий существования личности. Характерной потребностью подростков является потребность осознания себя как личности.

Формирование самосознания, считал Л.С. Выготский, составляет главный итог переходного возраста. Заложивший понятие Я-концепции, К. Роджерс, подчеркивал, что для развития позитивной Я-концепции детям необходимо безусловное позитивное внимание, что даст им возможность стать полноценно функционирующими людьми. Когда ребенок от значимых других получает полное уважение, любовь, принятие, считал Роджерс, тогда его формирующаяся Я-концепция будет соответствовать всем врожденным потенциальным возможностям.

Замечание 1

В психологии в структуре Я-концепции традиционно выделяются оценочная, когнитивная и поведенческая составляющие.

Когнитивная составляющая включает представления личности о себе – образ «Я». Психологи говорят о том, что у каждого человека образ «Я» не единственный и в зависимости от ситуации этот образ может меняться.Что касается подросткового возраста, то проблематика Я-образа активно разрабатывается. Образ Я в этом возрасте приобретает почти законченные очертания и потом претерпевает незначительные изменения. В сознании подростка постепенно происходит переориентация с внешних оценок на внутренние, что способствует построению поведения. Я-концепция определяет социальную адаптацию его личности и является регулятором его деятельности. Негативная Я-концепция снижает самоуважение и, однажды возникнув, может привести к социальной дезадаптации.

Взаимосвязь характеристик Я-концепции и психологической разумности старшеклассников

Для того чтобы проследить данную взаимосвязь было проведено эмпирическое исследование учащихся старших классов в возрасте 15 лет.

Корреляционный анализ взаимосвязи характеристик психологической разумности и Я-концепции старшеклассников, проведенный по результатам исследования, показывает наличие слабых отрицательных, слабых положительных, положительной средней силы корреляционных связей.

Средняя по силе корреляционная связь была выявлена между измерением Я-концепции «Положение в семье» и психологической разумности «Доступность переживаний».

Положение в семье интерпретируется как удовлетворенность в соответствующей сфере, а доступность переживаний предполагает, что человек понимает свои эмоции. Чем больше подросток удовлетворен своим положением в семье, тем ему доступнее для анализа и понимания свои собственные переживания. Принятие подростка членами семьи означает психологически комфортную атмосферу, и подросток удовлетворен своим положением. Если условия у подростка комфортные, то ему скрывать свои проблемы или вытеснять их нет необходимости.

Слабая положительная связь просматривается между такими характеристиками Я-концепции и психологической разумности как «Тревожность» и «Открытость новому опыту».

Тревожность рассматривается как эмоциональный дискомфорт и это переживание, связанное с предчувствием какой-то опасности, предполагает открытость новому опыту даже при каком-то риске. С повышением тревожности подросток, для решения своих проблем, ищет новые пути, приобретает дополнительные знания, развивает в себе определенные качества, заводит новые контакты, связи и др.

Вторая слабая корреляционная связь просматривается между такими характеристиками Я-концепции и психологической разумности как «Ситуация в школе» и «Вера в пользу от обсуждения своих проблем с другими».

Ситуация в школе говорит о её позитивном восприятии. Вера в пользу обсуждения проблем показывает желание и готовность обсуждать их с окружающими. Когда ситуация в школе оценивается более позитивно, то сильнее становится вера подростка в пользу обсуждения своих проблем с другими и соответственно возникает более обдуманное решение проблем.

Слабая отрицательная корреляционная связь была выявлена между такими характеристиками Я-концепции и психологической разумности как «Внешность» и «Польза от обсуждения».

При высокой оценке своей привлекательности и популярности среди сверстников становится меньше вера в пользу от обсуждения своих проблем с окружающими. Вполне возможно, что привлекательные подростки в обсуждении со сверстниками своих проблем не видят никакой пользы.

Вторая слабая корреляционная связь касается «Общения» и «Доступности переживаний». Результаты показывают, что высокий уровень умения общаться и популярность предполагают умение слушать, чувствовать и понимать состояние собеседника.

Таким образом, результаты исследования говорят о неоднозначном характере связей между измерениями Я-концепции и психологической разумности.

Дата последнего обновления статьи: 17.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot