Я-концепция в жизни личности играет важную роль. Проявляется это в тех функциях, о которых уже шла речь в предыдущих статьях:
- Достижение внутренней согласованности личности. Целостность и постоянство Я-концепции охраняют механизмы психологической защиты, которые вытесняют не соответствующие ей воздействия среды;
- Характер интерпретации жизненного опыта. Я-концепция пропускает или задерживает противоречащую ей информацию;
- Источник установок и ожиданий личности. Установки реализуются в четырех аспектах – физическом, эмоциональном, интеллектуальном, социальном.
Построение Я-образа собственной личности
В создании Я-образа собственной личности можно выделить несколько шагов:
- Прежде всего – это осознание своего Я, своих достоинств и недостатков. Говоря другими словами, это поиск и гармонизация своей личностной идентичности – «Образа Я – для себя»;
- Построение своей публичной идентичности – «Образа Я – для других». Публичная идентичность не должна отличаться от личностной идентичности, потому что скрывать фальшь в своем поведении будет сложно. Например, неуверенный в себе человек, с низкой самооценкой попытается создать имидж преуспевающей личности, у него вряд ли что-то получится. Окружающие на невербальном уровне всегда смогут прочитать истинное состояние Я;
- Самопрезентация. Это означает трансляцию публичной идентичности, «самоподача». Чаще всего она происходит в процессе общения с людьми непосредственно, но бывает и опосредованное общение через компьютерные сети, письма, документы и др.
С момента первой встречи начинается влияние имиджа личности, поэтому действие основных механизмов социальной перцепции необходимо учитывать. Процесс создания Я-образа можно представить так:
- Механизм идентификации – отождествление себя с другим человеком;
- Механизм эмпатии – эмоциональное сочувствие другому человеку;
- Механизм социально-психологической рефлексии – осознания собственного образа в глазах другого человека;
- Механизм каузальной атрибуции – объяснения мотивов поведения другого человека.
Если поведение одного понятно другому человеку, то происходит идентификация и эмпатия, тогда следуют сопереживания и поддержка. Безусловно, важно учитывать особенности личности или группы, кому адресована эта публичная деятельность. Человеку необходимо дать почувствовать, что его позитивно воспринимают и принимают.
Собственные успехи люди обычно приписывают своей личности, а свои неудачи – приписывают обстоятельствам или другим людям, поэтому ошибки каузальной атрибуции нужно учитывать.
Обратная стратегия преобладает в отношении другого человека. Качествами его личности объясняются его поступки, переоцениваются личностные факторы и, как правило, недооцениваются ситуационные, особенно в случае неудачи.
Об основных эффектах межличностного восприятия тоже надо знать:
- Эффект стереотипизации. Автоматическое приписывание человеку стереотипных качеств той группы, к которой его отнесли;
- Эффект «ореола». Незнакомый человек воспринимается по предшествующей информации о нем, как бы окружающую его определенным ореолом;
- Эффект первичности. Важность первого впечатления о человеке, характерная для восприятия незнакомых ранее людей;
- Эффект новизны. Новая информация, на основе которой впечатление о человеке может измениться. Например, знакомый ранее человек начинает вести себя нетипично, нестандартно.
В соответствии с какой-либо актуальной ситуацией использование данных эффектов может влиять на впечатление, которое складывается о вас у других людей, будет определять характер межличностного общения, публичного выступления и его успешность.
В процессе познания друг друга люди начинают как-то друг к другу относиться. Этот оценочный компонент межличностного восприятия называется аттракция. Чтобы создать позитивный образ Я важно знать закономерности возникновения аттракции и здесь существенную роль играет внешность человека и приписываемые ей положительные качества. Всем хорошо знаком стереотип «красивый значит хороший». Они воспринимаются как более умные и добрые. Это будет верно в том случае, если воспринимающий в себе уверен. Не уверенный в себе человек предпочитает людей средней или низкой физической привлекательности.
По отношению к положительным людям аттракция снижается. Люди, предпочитающие смотреть в глаза собеседнику и улыбающиеся, всегда вызывают позитивное отношение. Свое влияние на аттракцию оказывает тембр голоса, конституциональный тип, определенная склонность к самораскрытию, удачливость, сходство установок, параметры идентичности.
Между отношением к себе и отношением к другому человеку существует положительная связь.
Неотъемлемой составляющей имиджа являются параметры коммуникативной стороны общения. Важно помнить, что при создании того или иного образа необходимо учитывать особенности своей речи и развивать соответствующие навыки если деятельность связана с публичными выступлениями. Невербальный компонент общения также несет большую информационную нагрузку.
Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности
Человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Любые противоречия приводят к дисгармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Для достижения внутренней гармонии человек предпринимает различные действия, чтобы восстановить утраченное равновесие.
Первым, кто связал эту точку зрения с Я-концепцией, был Леки (1945). Что индивид думает о самом себе, является существенным фактором внутренней согласованности, поэтому в своих действиях будет руководствоваться самовосприятием.
Оградить и защитить Я-концепцию от разрушающих воздействий – это один из основополагающих мотивов нормального поведения. Для объяснения своего поведения, индивид может выдумывать различные рациональные схемы, которые другим людям могут казаться совершенно сомнительными, а поведение абсурдным. Но здесь важно всегда помнить, что понять мотивы поведения другого человека по-настоящему можно только тогда, когда увидишь мир его глазами и встанешь на его место.
Любой аспект нашего отношения к собственной личности и его значимость определяется окружающей средой, поэтому может изменяться. Например, Я-концепция маленького и слабого младшего брата по сравнению со старшим будет реалистична только в семейной ситуации, а в школе она уже не применима.
Авторитарный и строгий учитель в домашней обстановке может оказаться мягким и сентиментальным. Данная перемена происходит за порогом школы, поэтому грани его личности и две противоположные Я-концепции не конфликтуют между собой и не приводят к появлению диссонанса. Он может возникнуть в том случае, если домашняя и школьная ситуации как-то наложатся одна на другую.
В реальном жизненном проявлении человека дифференциация Я-концепции играет положительную роль, поскольку негативная самоустановка, которая сформировалась в одной сфере жизни, может с легкостью резонировать в других сферах.
Внутренние противоречия Я-концепции часто становятся источником стресса, потому что человеку свойственна способность оценивать ситуацию реально.