Социализация личности является сложным процессом взаимоотношений личности и его окружающей среды, поэтому понимание этого процесса неоднозначно.
Социализация личности в философии рассматривается как система отношений личности и внешнего мира.
Вопрос философского понимания социализации рассматривался древнегреческими философами. Так, например, Платон рассматривал процесс формирования личности как воспитание человека государством в интересах последнего. Аристотель также полагал, что воспитание и развитие личности является центральной задачей государства. Результатом такого государственного воспитания должна свободная и независимая личность, включенная в общество.
Философы античного периода рассматривали социализацию как готовность человека к выполнению социальных функций.
В новое время социализация рассматривалась как самоидентификация человека, его стремление творить, преобразовывать внешний мир.
Эпоха Просвещения отметила влияние социальных условий на индивидуальное развитие человека и его личности. Так, Джон Локк По данной теме мы уже выполнили реферат Джон Локк подробнее отмечал, что знания формируются из социального опыта, объем и содержание которого зависит от воспитания и условий жизни.
Основываясь на философско-педагогических воззрениях Д. Локка, французский философ XVIII в. К.А.Гельвеций По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Вариант 9. К. А. Гельвеции «О человеке» подробнее утверждал, что человек формируется только под влиянием среды и воспитания. И Локк, и Гельвеций, акцентируя внимание на роли среды в развитии человека, уделяли серьезное внимание значению социокультурного фактора в воспитании.
Ж.-Ж. Руссо также отмечает зависимость человека, его развития от среды, воспитания и иных условий общества. Воспитание осуществляется обществом с учетом равных прав всех людей на самоопределение и реализацию своего потенциала.
Немецкая классическая философия также не обходит идеи о социальной сущности человека. Так, И.Кант По данной теме мы уже выполнили реферат Иммануил Кант подробнее полагал, что человек становится частью общества в результате направленного процесса осознания интересов общества и социальных норм. Сделать же человека частью общества должно помочь научное знание.
Г.Гегель По данной теме мы уже выполнили реферат Г. Гегель и его вклад в философию подробнее выделяет в личности человека две стороны – индивидуальную и общественную. Человеку необходимо найти путь, который позволит ему из природного существа превратится в духовное, социальное.
Л. Фейербахом сущность человека раскрывается как единство человека с человеком, через общение. Он полагал, что человек в общении самореализуется и социализируется. К.Маркс По данной теме мы уже выполнили контрольную работу К. Маркс подробнее и Ф.Энгельс отмечали, что вовлечение человека в систему общественных отношений является важным условием формирования его личности. С этих позиций стало возможным увидеть социальное развитие индивида как взаимодействие личности и общества, как двусторонний процесс.
Русские философы также отмечали взаимодействие человека и мира. А.Н. Радищев считал, что человек нуждается в социальных связях. Природным даром считались способности человека к сопережеванию, эмпатии, чуткость и умение учитывать интересы других.
Таким образом, основной мыслью философов является связь развития личности и внешних социальных факторов и обуславливание развития личности взаимодействием с обществом.
Современная западная философия рассматривает социализацию в рамках психоанализа и интеракционизма.
Подходы к социализации можно выделить в две группы, основой которых является пассивность или активность личности в процессе взаимоотношений со средой, а также занимаемая личностью позиция объекта или субъекта:
Представители биологического направления считают, что развитие личности осуществляется под воздействием внутренней природы человека. Представители социологического направления, напротив, полагают, что социализация является продуктом межличностных отношений.
Отдельно следует выделить Э.Дюркгейма, который полагал, что личность человека формируется в обществе в процессе приспособления к культуре в соответствии с принятыми нормами и идеалами этого общества. Он считал, что через родителей и родственников у ребенка можно развить необходимые навыки к существованию.
Интеракционизм рассматривает социализацию как процесс усвоения человеком системы определенных социальных ролей.
Дж.Мид выделяет три стадии социализации:
Отечественная философия берет за основу научную концепцию биологического и социального в личности.
Выделяют три позиции, объясняющие сущность человека:
Б.Д. Парыгиным под социализацией понимается полный процесс очеловечивания, включая как биологические механизмы и условия, так и непосредственно само включение человека в общество, в том числе общение, социальное познание, приобретение социального опыта, исполнение социальных ролей и т.д.
Процесс социализации означает развитие личности как в онтогенетическом, так и филогенетическом планах.
Социализация с точки зрения онтогенетического подхода является процессом усвоения личностью социального опыта, включение ее в систему общественных отношений.
Социализация с точки зрения филогенетического подхода рассматривается как специфический способ передачи социального опыта от общества к личности.