Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социализация личности в марксистской философии

Карл Маркс как исследователь человеческой личности

Определение 1

Карла Маркс (1818-1883) – является наиболее известным философом, социологом и экономистом, кто оказал особое влияние на общественную деятельность в мире 19-го века. Труды Карла Маркса до сих пор составляют основу философии, а также исторического материализма, а тезисы и учение обладают той же актуальностью, что и два века назад.

Одной из наиболее известных теорий, которая представляет интерес для нас, как для социологов – теория классовой борьбы. В ней автор изложил основную классификацию классового деления и принципы конкуренции между ними. К тому же, это направление стало основой коммунистического и социалистического движения – идеологии, получившей название «марксизм». Некоторые работы были написаны в соавторстве с Фридрихом Энгельсом.

Статья: Социализация личности в марксистской философии
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Поскольку Карл Маркс опирался на предположение о том, что именно способ производства благ влияет на жизнь человека, на его положение в социальной иерархии, его положения сыграли большую роль в:

  • политическом,
  • экономическом,
  • социальном,
  • психологическом развитии общества,.

Под производством экономических и материальных благ ученый понимал особую экономическую структуру, которая выступает в качестве экономического механизма.

Замечание 1

Таким образом, социальные и материальные блага – это не только средство для достижения цели, но и сама цель, к которой стремится каждый человек, вступивший в сознательный период.

Производство постоянно прогрессирует и развивается, создаются его новые формы, что ведет к такому же одновременному прогрессу в общественных отношениях. Достигнув определенного, намеченного уровня экономического развития, а также вступив в экономические отношения, личность осознает себя на новом уровне. Все это в совокупности определяет формы сознания, а также юридическую и политическую надстройки общества.

«Социализация личности в марксистской философии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В основе любого явления, любого социального института, будь то право, религия – в основе практически всего лежит именно экономический базис и отношения, основанные на экономической выгоде, получении удовлетворения материальных потребностей. В то же время, отношения между экономической сферой и институтами, которые не связаны с экономической деятельностью, достаточно сложны и многогранны, что ведет к противоречиям. В результате экономика является главным, но при этом не единственным определяющим факторов развития общественной системы.

Замечание 2

Среди последователей Карла Маркса стоит отметить таких исследователей, как Эдуард Бернштейн (1850-1932 гг.), Карл Каутский (1954-1938 гг.), которые активно развивали демократический социализм на рубеже 19-20 веков. Марксистские идеи были переработаны также Розой Люксембург, Антонио Грамши, Полом Бараном. Среди отечественных последователей Карла Маркса мы выделим Александра Владимировича Бузгалина (1954 г.) и Андрея Ивановича Колганова (1955 г.)

Идеи социализации Карла Маркса

По мнению Карла Маркса, в обществе действуют такие социальные законы, которые выражают основные принципы соответствия между производительными силами и производственными отношениями. Но это не особо касается непосредственно социализации личности. Развивая свой труд, Карл Маркс также пришел к выводу о том, что важную роль играет идеологическая и политическая надстройка, а также экономический базис.

Это значит, что в воспитании человека важно использовать весь набор принципов, которые привьют ему ответственность в своей трудовой деятельности и осознание, что от его труда зависит материальное благополучие как его самого, так и всего предприятия, на котором он трудится.

Изменение отношений между людьми происходит после организации и преобразования революционным путем. В отличие от реформы, революция предполагает коренной, качественный переворот. При этом изменится не только состав отношений между людьми, но и их мировоззренческие установки. На каждом этапе развития в обществе властвует особая парадигма. Именно она является определяющим фактором в выявлении норм и ценностей, а также установок, которые необходимо перенять индивиду для его успешной и эффективной жизнедеятельности. Если парадигма устаревает, то путем революции она заменяется на новую, более эффективную и, что самое главное, отвечающую требованиям современности.

Таким образом, во всем своем учении Карл Маркс акцентировал внимание именно на экономических условиях, в которых протекало развитие общества. На каждом этапе развития факторы определяли господствующие классы, а также классы низшие. Все это вело к тому, что люди, относящиеся к низшему классу лишь по экономическому признаку, стали считаться менее грамотными, достойными каких-либо благ.

Все это привело к конфликтам, а также к гонениям и дискриминации со стороны представителей элиты. Конечно, такое отношение также ставило под сомнение успешность социализации личности, ведь в данных условиях человек изначально позиционируется как менее достойный чего либо. Это вызывает у него появление комплекса неполноценности и отсутствие мотивированности к деятельности. Изначальная принадлежность к низшему классу создает впечатление о том, что человек не сможет выбиться в элитарные круги и добиться успеха в различных сферах деятельности.

Итак, идея концепции Карла Маркса заключается в том, что развитие общества основано на единстве, но в то же время на непрерывной борьбе противоположностей, и на последующем создании новых, более совершенных структур в рамках экономических процессов. Исследователь утверждал, что политическая идеология, право, религиозные предпочтения, вероисповедание, семья и образование составляют надстройку общества, а материальные блага и их производство – это экономический базис общественной системы. То есть, способ производства материальных благ и классовая структура, которая ведет к борьбе, стоят выше, чем общепринятые социальные институты, которые в связи с этим стали испытывать девальвацию (обесценивание).

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 02.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot