Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Взаимосвязь темперамента и способностей

Сущность понятия «темперамента»

Определение 1

Темперамент - это психобиологическая категория, в которой обобщаются формально-динамические свойства всего поведения человека. Это совокупность устойчивых психофизических свойств человека, которые определяют динамические особенности его психической деятельности, состояний и поведения.

Темперамент определяет наш стиль деятельности, характер обработки информации, манеру реализации поведенческих действий. Это некий нервно-психический костяк, на который нанизывается уже остальное содержание.

Основой темперамента являются свойства нервной системы человека.

И. П. Павлов выделил 3 основных свойства нервной системы:

  • сила - это свойство устойчивости нервной системы к длительному воздействию раздражителя;
  • уравновешенность - это соотношение процессов возбуждения и торможения;
  • подвижность - это скорость возникновения или прекращения нервного импульса.

Различные комбинации этих свойств формируют 4 основных типа темперамента по И. П. Павлову:

  • сангвиник - сильный, уравновешенный и подвижный;
  • флегматик - слабый, уравновешенный и инертный
  • холерик - сильный, неуравновешенный, подвижный;
  • меланхолик – слабый, неуравновешенный, инертный.

В чистом виде эти типы темперамента встречаются очень редко, как правило, каждый человек является носителем смешанного типа с доминированием какого-то конкретного из 4, но все остальные также в определенной мере проявляются.

Впервые учение о темпераменте зародилось в трудах Гиппократа и Галена, которые заложили гуморальное направление темперамента: они выводили разные виды темперамента в зависимости от преобладания различных типов жидкостей: кровь (сангвис) - у сангвиников, желтая желчь (холе) - у холериков, слизь - у флегматиков, черная желчь - у меланхоликов

Совокупность свойств нервной системы, которые интегрируются в темпераменте, обуславливают ряд психических особенностей индивида:

  • скорость и интенсивность психических процессов,
  • пластичность (гибкость) психических процессов,
  • чувствительность психических процессов (возбудимость): она определяет уровень тревожности и напряженность,
  • подвижность (эргичность, активность, выносливость) психических процессов.
«Взаимосвязь темперамента и способностей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В. М. Русалов отмечает, что эти 4 свойства проявляются в 3 основных сферах поведения: предметной (моторно-физической), интеллектуальной и коммуникативной.

Способности

Определение 2

Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, которые обеспечивают успешность, быстроту и легкость освоения деятельности.

Способности обеспечивают быстрое приобретение, фиксацию и применение знаний, умений и навыков, но не сводятся к ним.

Глобально выделяют два вида способностей:

  • природные (естественные) - это биологически обусловленные способности, связанные с врожденными задатками, которые формируются в ходе жизненного опыта и базового научения (по типу условно-рефлекторного);
  • специфические - это социально обусловленные способности, они имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические способности, в свою очередь, подразделяются также на несколько видов: общие (определяют успешность и быстроту освоения любой деятельности) и специальные (определяют успех и быстроту освоения конкретных и узко специфичных видов деятельности).

К общим способностям относятся: общий уровень интеллекта, способность к выявлению закономерностей.

К специальным способностям относятся: музыкальные, технические, танцевальные, художественные, спортивные способности.

Кроме этого, выделяют также модально общие способности (вербальный интеллект, нумерический интеллект, пространственный интеллект, технико-практический интеллект), частные способности (это уровень развития познавательных процессов: память, мышление, внимание, воображение), теоретические (определяют склонность к абстрактному мышлению) и практические (определяют склонности к практическим действиям), учебные (влияют на успешность педагогического воздействия) и творческие (влияют на успешность в создании новых идей, проектов и объектов материальной и духовной культуры), коммуникативные (успешность в общении с людьми) и предметно-деятельностные (успешность во взаимодействии человека с природой, знаковыми системами, художественными образами).

В психологии выделяют такое понятие как общая одаренность - это единство общих способностей, которое обуславливает широкий диапазон интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Способности - это прижизненные образования, которые формируются в процессе воспитания, воздействия среды. Поэтому важной проблемой способностей является их развитие, чрезвычайно важно перевести задатки в способности.

Замечание 1

Задатки - это некоторые генетически заложенные анатомо-физиологические особенности нервной системы, которые составляют индивидуально-природную основу формирования и развития способностей.

Темперамент и способности

Способности и темперамент определяют индивидуальное различие между людьми, однако темперамент не определяет уровень таланта или одаренности человека: среди великих людей встречаются представители абсолютно всех типов темперамента.

Исследования показывают, что представители разных темпераментов могут добиваться одинаково высоких успехов в деятельности, но идут они к нему разными путями, в силу своих нейродинамических особенностей.

В. С. Мерлин и Е. А. Климов разработали даже такое понятие, как индивидуальный стиль деятельности, которое отражает понимание и учет человеком своих психодинамических особенностей при освоении деятельности.

Определение 3

Индивидуальный стиль деятельности - это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов наилучшего осуществления данной деятельности

То есть холерику, например, проще чем флегматику выработать и регулировать при освоении деятельности быстроту и энергию, а флегматику, проще, чем холерику, выработать выдержку и хладнокровие.

Я. Стреляу исследовал взаимосвязь между уровнями интеллектуальных способностей и свойствами темперамента: в ходе исследований не было выявлено значимых взаимосвязей. Это значит, что среди индивидов с высоким уровнем интеллекта можно встретить, как меланхоликов, так и сангвиников, холериков и флегматиков.

Темперамент скорее взаимосвязан с задатками, поскольку и темперамент, и задатки имеют врожденный характер и связаны со свойствами нервной системы. Врожденные свойства нервной системы формируют природные предпосылки, которые проявляются у ребенка лишь при его взаимодействии с окружающей средой.

Более того, тип нервной системы в ходе жизни, внешних воздействий склонен в какой-то мере трансформироваться и меняться. Поэтому решающее значение в проявлении способностей, и их трансформации из задатков, играет скорее не врожденные свойства нервной системы и темперамента, а реальное взаимодействие ребенка с окружающими людьми.

Деятельность ребенка с другими людьми - это ключевой механизм раскрытия способностей.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 01.09.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot