Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности

Взаимосвязь между темпераментом и интеллектуальными способностями

Определение 1

Темперамент – это врожденная специфика развития психических и физических процессов человека, которые влияют на формирование его характера, определяют поведение, его динамику и формирование индивидуальных особенностей.

Существует четыре основных типа темперамента, характеризующих поведение человека. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные черты и, практически, не встречается в чистом виде т.е. все люди обладают смешанными типами темперамента.

Типы темперамента. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Типы темперамента. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Что касается связи между темпераментом и интеллектуальным развитием человека, то можно смело сказать, что такой связи не существует. Развитие интеллектуальных качеств определяется другими параметрами. Поэтому, люди с развитыми умственными способностями могут иметь разные типы темперамента, а если взять несколько людей с идентичными типами темперамента, то не обязательно их интеллектуальное развитие будет таким же сходным.

При этом, тип темперамента определяет направленность поведения человека, формирование его характера, что, в свою очередь, сказывается на процессе развития и практического применения умственных способностей. Так, темперамент оказывает существенное воздействие на:

  1. Скорость выполнения интеллектуальных действий.
  2. Уровень устойчивости внимания, скорость его переключения между операциями.
  3. Динамику вхождения человека в рабочий процесс.
  4. Эмоциональный контроль при умственной деятельности.
  5. Уровень развития нервного напряжения в ходе работы.
  6. Трудоспособность и утомляемость.

Это означает, что тип темперамента связан с тем, каким образом человек будет реализовывать свою умственную работу. При этом, ее итоги, достижения или неудачи никак не связаны с темпераментом.

«Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В зависимости от типа темперамента, интеллектуальная , да и любая другая, деятельность складывается по определенному стилю выполнения. Если интеллектуальное развитие человека находится на высоком уровне развития, то он стремится организовывать свою деятельность с учетом недостатков своего темперамента, преодолевая их. Он активно ищет приемы и методы, которые помогут ему достигнуть более лучших результатов в своей деятельности.

Конечно, если человек обладает слабой нервной системой, любит спокойный образ жизни, быстро утомляется, очень впечатлителен, то ему придется приложить немало усилий для достижения умственных успехов, поскольку он очень уязвим и легко подвергается критике со стороны. Ему сложно сосредоточится на выполнении трудоемких умственных операций, концентрировать внимание на одном процессе длительное время. Напротив, при сильной нервной системе, бодрости человека ему будет гораздо проще развиваться интеллектуально, ведь он неутомим, может долго выполнять различные операции, легко переключается между разными видами деятельности, не испытывает трудностей с концентрацией внимания. Это значит, что тип темперамента, характеризующий человека более выносливыми параметрами, позволяет ему работать лучше, быстрее и продуктивнее. Он способен принимать активное участие не только в умственной деятельности, но и в иных направлениях, совмещая все это, поскольку, он умеет правильно использовать свое время и ему хватает на это сил.

Обучение детей с разными типами темперамента

Деятельность человека определяется его индивидуальными особенностями развития, зависящими от типа темперамента личности. В период школьного обучения, ведущей деятельностью ребенка является учебная деятельность. От нее зависит его дальнейшее развитие, формирование его психологических свойств. Поэтому она должна носить положительный характер, быть интересной для учащегося, иначе, при отрицательном восприятии учебы возможно развитие других проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем.

В учебном процессе тип темперамента оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на развитие ребенка во всех его направлениях. При этом, речь идет не о конкретном типе темперамента, а о каждом типе. Черты, присущие одному типу темперамента могут оказаться полезными в одних случаях и нести отрицательное воздействие в других.

Рассмотрим учебный процесс для каждого типа темперамента:

  1. Холерик отличается высокой работоспособностью и выносливостью в учебе. Он может выполнять задание в течение короткого временного периода. Их темп работы очень высокий. При этом, холерики готовы выполнять самые сложные задания, не учитывая ограниченность времени. Итоги их деятельности могут быть очень результативными. Однако, при таком ускоренном темпе в обучении, холерики могут быстро устать или потерять интерес к делу, на которое они убили столько сил вначале.
  2. Сангвиник характеризуется высокой продуктивностью в обучении, поскольку способен быстро переключаться между разными занятиями и заданиями. Они способны выполнять несколько заданий одновременно, причем, в ускоренном темпе, что чревато большими недочетами и ошибками. Сангвиники очень активны в учебе, если она им интересна. Она сторонники нестандартных методик обучения с применением интересных форм. Если процесс обучения становится неинтересным для сангвиника, то они теряют к нему интерес и не выполняют необходимые задания. Они очень энергичны и подвижны. Как и холерики, не испытывают сложностей в процессе обучения, легко усваивают учебный материал.
  3. Меланхолик отличается старательность в обучении. Они в принципе достаточно спокойны и сдержаны, поэтому выполняют любые задания долго и тщательно. Они не способны делать что-то очень быстро. В процессе занятий им обязательно требуются перерывы. Иногда они не могут довести дело до конца из-за отсутствия упорства, уверенности в себе или усталости.
  4. Флегматик отличается упорством и трудолюбием. Все учебные задания он выполняет прилежно и аккуратно, но очень медленно. Начать новое дело флегматикам достаточно сложно. Они долго приступают к началу выполнения задания, а потом полностью в него погружаются и не выходят, пока не доведут дело до конца. Из флегматиков выходят отличные аналитики. Они любят проводить сравнительные операции, сопоставлять факты.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 25.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot