Сущность понятия «темперамента»
Темперамент - это психобиологическая категория, в которой обобщаются формально-динамические свойства всего поведения человека. Это совокупность устойчивых психофизических свойств человека, которые определяют динамические особенности его психической деятельности, состояний и поведения.
Темперамент определяет наш стиль деятельности, характер обработки информации, манеру реализации поведенческих действий. Это некий нервно-психический костяк, на который нанизывается уже остальное содержание.
Основой темперамента являются свойства нервной системы человека.
И. П. Павлов выделил 3 основных свойства нервной системы:
- сила - это свойство устойчивости нервной системы к длительному воздействию раздражителя;
- уравновешенность - это соотношение процессов возбуждения и торможения;
- подвижность - это скорость возникновения или прекращения нервного импульса.
Различные комбинации этих свойств формируют 4 основных типа темперамента по И. П. Павлову:
- сангвиник - сильный, уравновешенный и подвижный;
- флегматик - слабый, уравновешенный и инертный
- холерик - сильный, неуравновешенный, подвижный;
- меланхолик – слабый, неуравновешенный, инертный.
В чистом виде эти типы темперамента встречаются очень редко, как правило, каждый человек является носителем смешанного типа с доминированием какого-то конкретного из 4, но все остальные также в определенной мере проявляются.
Впервые учение о темпераменте зародилось в трудах Гиппократа и Галена, которые заложили гуморальное направление темперамента: они выводили разные виды темперамента в зависимости от преобладания различных типов жидкостей: кровь (сангвис) - у сангвиников, желтая желчь (холе) - у холериков, слизь - у флегматиков, черная желчь - у меланхоликов
Совокупность свойств нервной системы, которые интегрируются в темпераменте, обуславливают ряд психических особенностей индивида:
- скорость и интенсивность психических процессов,
- пластичность (гибкость) психических процессов,
- чувствительность психических процессов (возбудимость): она определяет уровень тревожности и напряженность,
- подвижность (эргичность, активность, выносливость) психических процессов.
В. М. Русалов отмечает, что эти 4 свойства проявляются в 3 основных сферах поведения: предметной (моторно-физической), интеллектуальной и коммуникативной.
Способности
Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, которые обеспечивают успешность, быстроту и легкость освоения деятельности.
Способности обеспечивают быстрое приобретение, фиксацию и применение знаний, умений и навыков, но не сводятся к ним.
Глобально выделяют два вида способностей:
- природные (естественные) - это биологически обусловленные способности, связанные с врожденными задатками, которые формируются в ходе жизненного опыта и базового научения (по типу условно-рефлекторного);
- специфические - это социально обусловленные способности, они имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде.
Специфические способности, в свою очередь, подразделяются также на несколько видов: общие (определяют успешность и быстроту освоения любой деятельности) и специальные (определяют успех и быстроту освоения конкретных и узко специфичных видов деятельности).
К общим способностям относятся: общий уровень интеллекта, способность к выявлению закономерностей.
К специальным способностям относятся: музыкальные, технические, танцевальные, художественные, спортивные способности.
Кроме этого, выделяют также модально общие способности (вербальный интеллект, нумерический интеллект, пространственный интеллект, технико-практический интеллект), частные способности (это уровень развития познавательных процессов: память, мышление, внимание, воображение), теоретические (определяют склонность к абстрактному мышлению) и практические (определяют склонности к практическим действиям), учебные (влияют на успешность педагогического воздействия) и творческие (влияют на успешность в создании новых идей, проектов и объектов материальной и духовной культуры), коммуникативные (успешность в общении с людьми) и предметно-деятельностные (успешность во взаимодействии человека с природой, знаковыми системами, художественными образами).
В психологии выделяют такое понятие как общая одаренность - это единство общих способностей, которое обуславливает широкий диапазон интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.
Способности - это прижизненные образования, которые формируются в процессе воспитания, воздействия среды. Поэтому важной проблемой способностей является их развитие, чрезвычайно важно перевести задатки в способности.
Задатки - это некоторые генетически заложенные анатомо-физиологические особенности нервной системы, которые составляют индивидуально-природную основу формирования и развития способностей.
Темперамент и способности
Способности и темперамент определяют индивидуальное различие между людьми, однако темперамент не определяет уровень таланта или одаренности человека: среди великих людей встречаются представители абсолютно всех типов темперамента.
Исследования показывают, что представители разных темпераментов могут добиваться одинаково высоких успехов в деятельности, но идут они к нему разными путями, в силу своих нейродинамических особенностей.
В. С. Мерлин и Е. А. Климов разработали даже такое понятие, как индивидуальный стиль деятельности, которое отражает понимание и учет человеком своих психодинамических особенностей при освоении деятельности.
Индивидуальный стиль деятельности - это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов наилучшего осуществления данной деятельности
То есть холерику, например, проще чем флегматику выработать и регулировать при освоении деятельности быстроту и энергию, а флегматику, проще, чем холерику, выработать выдержку и хладнокровие.
Я. Стреляу исследовал взаимосвязь между уровнями интеллектуальных способностей и свойствами темперамента: в ходе исследований не было выявлено значимых взаимосвязей. Это значит, что среди индивидов с высоким уровнем интеллекта можно встретить, как меланхоликов, так и сангвиников, холериков и флегматиков.
Темперамент скорее взаимосвязан с задатками, поскольку и темперамент, и задатки имеют врожденный характер и связаны со свойствами нервной системы. Врожденные свойства нервной системы формируют природные предпосылки, которые проявляются у ребенка лишь при его взаимодействии с окружающей средой.
Более того, тип нервной системы в ходе жизни, внешних воздействий склонен в какой-то мере трансформироваться и меняться. Поэтому решающее значение в проявлении способностей, и их трансформации из задатков, играет скорее не врожденные свойства нервной системы и темперамента, а реальное взаимодействие ребенка с окружающими людьми.
Деятельность ребенка с другими людьми - это ключевой механизм раскрытия способностей.