Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Взаимосвязь психологического климата коллектива и имиджа организации

Все предметы / Психология / Взаимосвязь психологического климата коллектива и имиджа организации

Психологический климат: сущность, принципы формирования

Определение 1

Психологический климат – это моральная и психологическая атмосфера в коллективе.

Когда говорят о психологическом климате, то чаще всего имеют в виду трудовой коллектив. Но, психологический климат существует и в семье, и в группе, и в любой коллективной деятельности.

От того, какая атмосфера будет в той или иной группе, будет зависеть здоровье каждого её члена и успех деятельности.

Факторы, определяющие социально-псит. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Факторы, определяющие социально-псит. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Термин «психологический климат» был введен в научный лексикон Н.С. Мансуровым в ходе изучения производственного коллектива. Несколько позже специалисты стали выделять морально-психологический и социально-психологический климат, которые являются составными частями психологического климата, т.е. психологический климат является более широким понятием.

Психологический климат включает социальный климат, моральный климат, собственно психологический климат.

К определению сущности психологического климата в коллективе существует 4 подхода:

  • во-первых, это коллективное сознание, при котором каждый член общества осознает взаимоотношения, условия труда, методы стимулирования в коллективе;
  • во-вторых, это настроение коллектива, в котором ведущая роль отводится эмоциям, а не сознанию;
  • в-третьих, это стиль взаимодействия людей, от которого зависит их состояние;
  • в-четвертых, это показатель совместимости группы, её морального и психологического единства, наличие общего мнения, обычаев и традиций.

Психологический климат создается людьми и может быть благоприятным и неблагоприятным. При благоприятном климате формируется благожелательное отношение друг к другу, ощущается дух товарищества, адекватная требовательность друг к другу, взаимопомощь, оптимизм, чувство безопасности, уверенность в себе и в коллективе. Причем надо отметить, что обязательным должно быть сочетание взаимопомощи и взаимной требовательности. В противном случае, взаимопомощь может превратиться во вседозволенность, а такое «братское» отношение негативно повлияет на климат в целом.

Готовые работы на аналогичную тему

Неблагоприятный климат, значит климат нездоровый, включающий совершенно противоположные характеристики – это пессимизм, недоверие друг к другу, холодность в отношениях, раздражительность и напряженность. При таком климате в коллективе царит напряженность и конфликтность, неуверенность и подозрительность, присутствует страх ошибки и наказания.

Структура психологического климата выстраивается в трех вариантах – отношения по «горизонтали» подразумевают сплоченность коллектива, отношения по вертикали – это отношения с администрацией, отношение к труду, т.е. удовлетворенность работой.

Психологический климат имеет статический и динамический уровни. Статический уровень предполагает устойчивое отношение работников к труду и постоянные межличностные отношения, а динамический его уровень означает изменчивый характер коллектива и ежедневно меняется из-за смены настроения его участников.

Динамический климат называют психологической атмосферой.

Имидж организации и рабочий климат

Имидж является объективным фактором, играющим важную роль в оценке организации и в восприятии её персоналом, клиентами, руководством.

Замечание 1

Положительный имидж организации во всем мире рассматривается как важная стратегическая цель управления, причем его создание требует длительного времени.

Сильный имидж организации и продукция, которую она производит, будут стратегическим её преимуществом, где морально-психологический климат улучшается и усиливается мотивация работников.

Организация, имеющая положительную репутацию, легче привлекает новых работников.

Любая организация или компания – это, прежде всего, союз группы людей, которые объединяются общей целью и имеют общие интересы. Отсюда корпоративные отношения рассматриваются как результат осознания принадлежности к единой общности, а это значит, что между её участниками появляется симпатия, социально-психологический климат становится гармоничным, а в совместной работе растет уровень взаимовыручки и взаимопомощи. Персонал такой организации осознает свою ответственность, а острота конфликтов понижается.

Для достижения корпоративного взаимодействия необходима организация совместной деятельности с привлекательными целями и общими интересами. Но, этого надо как-то добиться. Наиболее эффективным способом в наше время считается создание «инстинкта собственника» или «чувства собственности», ибо если в компании каждый будет в какой-то мере её собственником, то и отношение к самой компании, к коллегам и администрации будет другое.

Корпоративное мышление, осознание чувства сопричастности и ответственности, сильная мотивация на достижение целей, формируется при высокой психологической культуре.

Замечание 2

Важнейшим условием роста производительности труда и качества производимого товара является создание благоприятного социально-психологического климата.

Социально-психологический климат определяется следующими факторами:

  • удовлетворенностью работой, насколько она интересна и разнообразна, соответствует ли профессиональному уровню и имеет ли перспективу профессионального роста;
  • групповой совместимостью и межличностными отношениями, определяющими психологическую совместимость, что предполагает способность к совместной работе;
  • сплоченностью трудового коллектива, проявляющуюся в эмоциональной сфере;
  • характером коммуникаций, поскольку основу психологического климата составляют индивидуальные особенности каждого члена коллектива;
  • стилем руководства;
  • характером выполняемой деятельности.
Замечание 3

Среди всех факторов, оказывающих влияние на психологический климат и имидж организации, наиболее важными являются личность руководителя, а также система подбора и расстановки административных кадров.

Взаимосвязь имиджа организации и организационной культуры

В сознании сотрудников обычно существует образ фирмы, в которой они работают – это будет её внутренний имидж. Внешний имидж фирмы формируется через образ в сознании клиентов, конкурентов, т.е. тех людей, которые не являются её сотрудниками.

Имидж формируется сразу с выходом фирмы на рынок. Отслеживать и целенаправленно корректировать возникающий образ, у руководителей в большинстве случаев нет времени, сил и денег, а это приводит к тому, что имидж фирмы формируется стихийно. Этот стихийный имидж может иметь как положительные, так и отрицательные черты, поэтому можно слышать противоположные мнения об одной и той же фирме.

Имидж формируется поэтапно. Во-первых, он фиксируется уже сформировавшийся имидж. С этой целью используются разные диагностики, анкетирование, опрос, наблюдение и др. Во-вторых, в сложившемся имидже выявляют плюсы и минусы. Черты, способствующие решению задач фирмы, будут положительными чертами имиджа, а мешающие – отрицательными. На следующем этапе работы с имиджем определяются меры нейтрализации отрицательных черт, поэтому составляется программа работы, которая в дальнейшем должна быть реализована.

В сознании потребителей образ фирмы проявляется под воздействием разных с ней контактов – это может быть непосредственное общение с сотрудниками, посещение выставок, презентаций, знакомство с рекламной продукцией.

Что касается крупных организаций, то они добиваются единообразия не только во внешнем виде, но и в поведении, и в стиле общения своих сотрудников. В данном случае преследуется цель – максимально нивелировать индивидуальные особенности работников и направить внимание потребителя на организацию.

В тот период, когда формируется облик структуры, вся система должна подчиняться логической концепции, несмотря на реакцию общественности, какой бы непредсказуемой она ни была.

В целенаправленном создании имиджа работа ведется различными средствами по визуальному, вербальному, событийному, контекстному каналам. Визуальный канал формирует внешний образ – прическа, манеры поведения, мимика, жесты. Вербальный канал предполагает культуру общения – речь, публичные выступления, интервью, умение проводить беседы по телефону. Событийный канал представляет собой нормативно-этическую сторону поведения, поступка, т.е. репутацию человека. В контекстном измерении рассматривается присоединение имиджей других людей – это могут быть родственники, друзья, окружение.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Валентина Николаевна Норина

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 38 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис