Социально-психологический климат — это комплексное эмоционально-психологическое состояние сотрудников профессионального коллектива, которое способно отражать удовлетворенность персонала соответствующими факторами жизнедеятельности.
Особенности социально-психологического климата в коллективе
Социально-психологический климат коллектива представляет собой показатель, который может выражать общий настрой и степень удовлетворённости персонала. Когда говорят о социально-психологическом климате определенного коллектива, то под ним подразумевают:
- Систему социально-психологических характеристик, присущих группе;
- Психологический настрой коллектива (преобладающий и устойчивый);
- Характер отношений в коллективе;
- Интегральную характеристику состояния группы.
Благоприятному социально-психологическому климату присущи оптимизм, радость от коммуникации, чувства доверия и защищенности, безопасности и комфорта. В нем сотрудники оказывают друг другу взаимную поддержку, тепло относятся, внимательны в отношениях. Здесь присутствует межличностная симпатия, открытые коммуникации, уверенность, бодрость, проявление свободы мыслей, творчества, интеллектуального и профессионального роста. Люди в таком коллективе вносят вклад в развитие компании, совершая промахи без страха наказаний.
Для неблагоприятного социально-психологического климата характерны пессимизм, раздражение, скука, высокая степень напряженности и конфликтности отношений в группе, неуверенность. Сотрудники здесь боятся совершить ошибку, произвести негативное впечатление. Они боятся быть наказанными, проявляют друг к другу неприятие, непонимание, враждебность и подозрительность. Люди здесь не желают прикладывать усилия в совместный продукт, не хотят развивать коллектив и организацию в целом, проявляя неудовлетворенность.
Есть признаки, обратив внимание на которые, можно косвенным образом судить об атмосфере в группе. Они включают текучесть персонала, производительность труда, качество услуг или продукции, число прогулов и опозданий, претензий, жалоб, поступающих от персонала и потребителей, выполнение работ в срок или с опозданием, небрежность или аккуратность в обращении с оборудованием, частоту перерывов в работе.
Сущность и особенности ценностных ориентаций
Ценностные ориентации – это понятие, которое выражает положительную или отрицательную значимость для индивида предметов или явлений социальной действительности.
В рамках психологии личности этот термин рассматривают в качестве компонента направленности. Ценностные ориентации представляют собой, таким образом, ведущую и системообразующую характеристику направленности, ее ядро.
Что касается связи ценностных ориентаций с климатом в коллективе, то здесь важно обратить внимание на организацию совместной деятельности и психологическую совместимости. В первом случае на социально-психологический климат влияют формальная структура группы, варианты распределения полномочий, существование единой цели.
Источниками конфликтных столкновений здесь могут стать взаимная зависимость задач, нечеткое распределение функций, несоответствие работников их профессиональной роли, психологическая несовместимость членов совместной деятельности. Все это зависит от ценностных установок и повышает напряженность отношений в коллективе.
Психологическая совместимость, основанная на ценностных установках, представляет собой важный фактор, влияющий на социально-психологический климат. Она является способностью к совместной деятельности, а в ее основе находится оптимальное сочетание личностных качеств членов коллектива.
Психологическая совместимость, как правило, основана на сходстве характеристик участников совместной деятельности и обусловлена их ценностными установками. Людям, которые имеют похожие ценностные установки, легче наладить взаимодействие. Похожесть может способствовать росту чувства безопасности и уверенности в себе, повышая самооценку.
Психологическая совместимость в коллективе
Положительная связь ценностных установок и социально-психологического климата предопределяет психологическую совместимость. В основе этого может лежать различие характеристик в соответствии с принципом взаимодополняемости. В такой ситуации говорят, что люди подходят друг другу «как ключ к замку».
Условие и результат совместимости представлены межличностной симпатией, привязанностью членов взаимодействия друг к другу. Вынужденное общение с неприятными личностями становится, как правило, источником негативных эмоций.
На степень взаимосвязи ценностных установок с социально-психологическим климатом коллектива влияет то, насколько однородным является состав рабочих групп по разным социальным и психологическим параметрам. Принято рассматривать три уровня совместимости:
- Психофизиологический уровень (сочетает особенности системы органов чувств, включая зрение, обоняние, осязание и др.)
- Психологический уровень (совместимость мотивов, характеров, типа поведения и др.),
- Социально-психологический уровень (согласованность социальных ролей, установок, ценностных ориентаций и интересов).
Так, двум сотрудникам, которые будут стремиться доминировать, будет достаточно трудно организовать совместную деятельность. Совместимости способствует ориентация одного из них подчиняться. Для вспыльчивого и импульсивного человека в напарники больше подойдет спокойный и уравновешенный работник. На психологическую совместимость влияет критичность к самому себе, терпеливость, доверие к партнеру по коммуникации.
Сработанность представляет собой результат совместимости. Этот показатель способен обеспечить максимально возможный успех совместной деятельности с минимальными затратами.
Руководитель должен внимательно отслеживать удовлетворительное информационное обеспечение работы компании. Низкая коммуникативная компетентность персонала способна привести к появлению коммуникативных барьеров, увеличению напряженности, отсутствию понимания и доверия.