Понятие, основные цели и задачи дисциплины
Семейная психология - это раздел психологии, посвященный изучению человека и его психики в системе семейных отношений.
Предмет семейной психологии - семья как система межличностных отношений
Основная цель семейной психологии - применение психологического подхода к изучению семьи как системы межличностных отношений, ее структуры и функций.
Основные задачи семейной психологии:
- изучение закономерностей формирования семьи и ее основных особенностей функционирования семьи,
- изучение механизмов формирования брачно-семейных и родственных отношений,
- исследование основных мотивов вступления в брак, семейных установок и ролевых паттернов,
- изучение проблемы любви и брака,
- исследование молодых семей (адаптация, семейные роли, жизненный цикл),
- изучение факторов удовлетворенности и неудовлетворенности браком, супружеских конфликтов,
- изучение половой социализации и подготовки к браку, факторов выбора брачного партнера.
Семейная психология - это чрезвычайно актуальное направление в современных реалиях 21 века, потому что само понятие семьи, ее функций и задач довольно сильно трансформировалось со временем, и сейчас отношение людей к браку и созданию семьи абсолютно другое, нежели было раньше.
Если в древности брак выполнял чисто функциональную задачу (скреплял знатные семейные роды, обеспечивал союзы государств) и характеризовался высокой степенью формальности и предписанности, то сейчас людям стало важно, а что внутри самого брака, стало важно его содержание, то, что он может дать, и что я могу сам дать в браке.
Поэтому появилось некоторое двойственное отношение к браку: либо люди не торопятся вступать в брачные отношения, они исследуют себя, свои жизненные цели, мотивы, перспективы, довольно серьезно относятся к браку и созданию семьи долгое время живя в гражданском браке. Либо напротив - вступают в официальный брак по прошествии недолгого времени на высоком подъеме чувств, а потом разочаровываются, говоря, что это “не любовь”, а что же тогда это было и что такое любовь.
Люди пытаются найти ответ на то, что такое любовь и что значит любить, как это связано с семейными отношениями и супружеством.
Так или иначе, глупо отрицать значимость семейной психологии в данном контексте. Однако несмотря на очевидную актуальность и важность данной психологической дисциплины, ее реализация так или иначе претерпевает определенные сложности. Во-первых, в силу того, что исследование семьи, ее структуры и функций - это вторжение в интимное пространство людей, и в таком случае психолог оказывается в очень сложном положении, чтобы не навредить семье и ее членам. При исследовании семейных и брачных отношений важно понимать, что участие респондентов (членов семей) в исследовании будет иметь определенное влияние на внутрисемейные отношения.
В основном, в семейной психологии можно выделить два основных направления: брачно-супружеские отношения и детско-родительские отношения
Брачно-супружеские отношения
Раздел брачно-супружеских отношений ориентирован исследование понятий семьи и брака, психологии добрачных отношений, становления супружеских отношений, психологической адаптации молодой семьи к брачно-семейным отношениям, основные проблемы молодой семьи, супружеские конфликты, факторы разрушения брака.
Если говорить о центральной проблематике данного раздела, то важно понять, что прежде всего, семья - это система отношений между супругами, детьми и родственниками. С точки зрения социальной психологии, это малая социальная группа, имеющая групповые ценности, традиции и обычаи. Помимо этого, семья - это способ организации личного быта, удовлетворения индивидуальных потребностей и социализации личности: в семье реализуются потребность в общении, уважении, поддержке, доверии, близости. Через систему семейных отношений человек осваивает такие ролевые позиции, как супруг, родитель, родственник. Это расширяет паттерн взаимодействия человека.
Супружество - это личностный способ (неинституциональный) взаимодействия мужа и жены, который поддерживается соответствующими ему моральными ценностями и принципами.
Брак - это социальная форма взаимоотношений мужа и жены, с помощью которой регулируется их половая жизнь, санкционируются супружеские и родительские права и обязанности.
Таким образом, все 3 этих основных понятия структурно по-разному взаимосвязаны между собой: семья - это интегральный уровень взаимоотношений супругов, детей и родственников; брак - это социальная форма отношений между мужем и женой, а супружество - это личностная форма взаимоотношений между мужем и женой.
Порой люди плохо различают эти понятия, смешивают их или вовсе не знают их значений, и тогда начинаются проблемы и недопонимания. Однако различия в этих понятиях говорят о том, что полноценной семья является при наличии всех этих компонентов. К тому же, семья характеризуется также и следующими особенностями:
- демографические характеристики: численность семьи, ее полнота, наличие детей
- культурные: уровень образования и культурного развития родителей
- экономические: степень трудовой занятости родителей, наличие имущества
- технико-гигиенические: наличие условий для проживания, жилищно-коммунальных услуг.
У каждого человека свои представления, установки и ожидания относительно семьи, супружества, брака и родительства. Они формируются культурными и национальными традициями и стереотипами, внутрисемейными (на основе собственной семьи). Но так или иначе, каждый человек, вступая в брак и формируя семью, так или иначе начинает транслировать эти установки и модели. Расхождение представлений о браке и супружестве нередко является причиной семейных дисгармоний: люди транслируют модели семей друг друга вместо того, чтобы создать свою.
Детско-родительские отношения
Данный раздел семейной психологии посвящен исследованию факторов вступления в материнство и отцовство, основных мотивов супругов, выявление их родительских установок и ожиданий, а также соответствующих им моделей поведения, стили воспитания, влияние родителей на развитие ребенка. Исследуются детско-родительские взаимоотношения в возрастной динамике.
Взаимоотношения в семье в целом - это одновременно и форма существования родственников в семье, и условие их существования, которые позволяют развиваться членам семьи, удовлетворять свои основные личностные потребности (в понимании, поддержке, помощи, сопереживании).
Характер этих взаимоотношений формируется в результате совокупности факторов: культурно-исторических традиций, семейных традиций, моральной и нравственной атмосферы в обществе, типа семьи (многодетная, малодетная) и ее структуры (авторитарная, паритетная).
Детско-родительские отношения - это в малой степени осознаваемый стиль воспитания, тип общения и характер влияния, реализуемый между родителями и детьми в семье. В развитии этих отношений большую роль играют родительская позиция и родительская установка. Позиция отражает более осознанные и принятые взгляды на воспитание и общение с ребенком, а установка отражает не всегда осознаваемые намерения. Оптимальная родительская позиция должна быть адекватной (основывается на реалистичном и уважительном восприятии собственного ребенка, его психологических и физических способностей), гибкой (готовность и способность изменять свой стиль взаимодействия с ребенком) и прогностической (ориентация на развитие ребенка, его потенциал).
Выделяют следующие типы детско-родительских отношений:
- диктат (систематическое доминирование инициативы и поведения одного из членов семьи, склонность давить, приказывать, наказывать в случае неповиновения, стремление утвердить собственное превосходство),
- опека (стремление родителей удовлетворять все потребности ребенка и ограждать его от необходимости трудиться, делать самостоятельный выбор, применятьу силия),
- невмешательство (базируется на идее того, что взрослые и дети могут и должны жить абсолютно самостоятельно и параллельно, родители как правило пассивны в воспитании, эмоционально холодны и безразличны),
- сотрудничество (это командный тип взаимоотношений, характеризующихся наличием общих семейных целей и задач, нравственных ценностей и общих интересов).
Касательно стилей воспитания, можно выделить следующие:
- демократический стиль - ориентация на индивидуальность ребенка, стремление раскрыть его способности и потенциал,
- авторитарный стиль - ориентация на подчинение ребенка себе и собственным целям, стремление “сделать” из него то, что нужно мне (родителю),
- гиперопека - это стиль чрезмерной заботы о ребенке, ориентации опекать на опережение, предвосхищать желания и потребности ребенка с целью оградить его от “опасностей” окружающего мира,
- гипопротекция - это стиль, выражающийся в недостаточной заботе и внимании к ребенку, ориентация на излишнюю самостоятельность ребенка, желание дистанцироваться от эмоциональных контактов с ним.
Совершенно ясно, что все эти типы отношений и стили воспитания влияют на ребенка, развитие его психики и отражаются в дальнейшем уже в его собственной жизни на отношениях с другими людьми. Авторитарный стиль, например, способствует тому, что ребенок теряет доверие к окружающим, у него может выражаться склонность к насилию, быть явные сложности в общении и неадекватное представление о себе. Гиперопека приводит к общей психической пассивности: ребенок не знает, что он хочет, что он умеет и может, может быть неадекватно завышенная самооценка, несамостоятельность и сложности в общении. Гипопротекция формирует очень сильную тревожность и боязнь других людей, ощущение одиночества и беспомощности.
Так или иначе, основное влияние стиля воспитания и типа общения сказывается на общем представлении ребенка о самом себе, степени адекватности этого представления и формировании различных индивидуальных особенностей (в эмоциональном плане, межличностном, внутриличностном).