История развития зарубежной психодиагностики
Психодиагностика берет свое начало из экспериментальной психологии.
- Э. Сеген. Разработка методов обучения умственно отсталых детей. Главна методика – «Доски Сегена» применяется также и в настоящее время.
- Ф. Гальтон. Его исследования легли, главным образом, в основу дифференциальной психологии.
- Дж. Кеттелл. Разработал тест интеллекта.
- Э. Крепелин. Разработка серии испытаний, которые позволили судить об особенностях когнитивных процессов, а также об аспектах работоспособности.
- Г. Эббингауз. Использовал тесты арифметических действий и другие, которые давали высокие корреляции с оценками школьной успеваемости.
- А. Бине также изучал способ разграничения детей с нормальными умственными способностями и умственно отсталых детей. А. Бине и А. Симон провели несколько экспериментов по изучению когнитивных процессов детей, начиная с трех лет. В дальнейшем данные экспериментальные задания были стандартизированы. Первая серия тестов Бине-Симона давала возможность различения испытуемых по степени интеллектуального развития. Вторая серия имела несколько значительных изменений:
- Введение коэффициента интеллектуальности;
- Введение статистических норм.
Далее в психодиагностике появляется групповое тестирование. Оно становится особенно уникальным в США перед первой мировой войной для распределения рекрутов.
Для тестов также были выведены нормы, они были проверены на валидность и надежность.
Стандартизация методики – единообразие процедуры проведения методики и оценки полученных в ходе обследования результатов.
Надежность методики представляет собой стабильность результатов при многократном обследовании.
Валидность методики – это достоверность измерения определенного психического свойство, которое подвержено измерению.
В это же время появляются другие тесты – тесты способностей, а также тесты достижений. Такие тесты использовались в консультировании по поводу профотбора. Создавались целые батареи тестов для отбора в различные учебные заведения.
Кроме того, стали появляться проективные методики, которые базировались на различных ассоциативных теориях.
Развитие отечественной психодиагностики
Собственно психодиагностические работы в России начали развиваться в послереволюционный период. Особенно много таких работ появилось в 20-30-е годы в области педологии и психотехники в связи с ростом популярности метода тестов в Советской России и за рубежом. Переводились зарубежные тесты и разрабатывались собственные.
Это были годы массового применения тестов в народном образовании, профотборе и профориентации, в промышленности и на транспорте. Если в педологии, больше внимания уделялось тестам интеллекта, то в психотехнике – тестам специальных способностей. Использование было интенсивным и неконтролируемым. Массовые тестовые обследования не подкреплялись серьезной проверкой качества инструментария, решения о переводе некоторых учащихся в классы для умственно отсталых детей принимались на основе коротких тестов без учета других факторов, влияющих на результаты проверки. Например, вызывал протест массовый перевод вполне умственно-сохранных, но педагогически запущенных детей (с низким уровнем развития речевого мышления или вербального интеллекта) из нормальных школ в школы для умственно отсталых детей. Возникла необходимость в разработке методов выявления умственной отсталости.
- Россолимо Г. И. выявил психологические профили. Кроме того, он разработал краткий метод исследования умственной отсталости. Недостатком этого метода являлось то, что в методике не было проверки особенностей словесно-логического мышления.
- Трошин Г. Я. Считал, что наблюдение за детьми должно происходить в естественных условиях.
- Лазурский А. Ф. разрабатывал естественный эксперимент.
- Выготский Л. С. Ввел понятия зоны актуального и ближайшего развития.
История психодиагностики тесно переплетается с историей общей психологии, что представлено на рисунке 1.
Рисунок 1. «История развития психологии»