Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, которая проявляется через склонность человека часто испытывать безосновательную тревогу. В психологии данная категория рассматривается как личностное образование.
Проблема тревожности
Проблема тревожности — это одна из наиболее изучаемых в психологической науке. В теории впервые вопрос тревожности рассматривал З. Фрейд. Определенные свойства взрослой личности, включая тревожность, боязливость и невротизм, Фрейдом рассматривались как проявления детских страхов (например, боязнь темноты, животных, смерти, потери близкого и др.).
Фрейд считал, что становясь взрослым, индивид в критических ситуациях испытывает состояния, которые похожи на детские. Ученик Фрейда, А. Адлер, определил природу тревожности в формировании личности ребенка. В соответствии с его воззрениями высокий уровень тревожности характерен для детей, которые родились с физическими недостатками. Также он относил сюда детей родителей-невротиков, и детей, которые не получили необходимого количества родительской любви. Таким образом, в концепции автора важнейшее значение в формировании такого свойства личности как тревожность сыграло социальное окружение.
К. Хорни проводила исследование проблемы невротической тревоги. Основной вклад в изучении проблемы тревожности был представлен определением отличительных особенностей тревожности в нормативном состоянии и в патологии (в состоянии невроза). В качестве основной причины повышенной тревожности у человека Хорни выделяла взаимоотношения с матерью в соответствии с тем, как они складывались: негативно или позитивно.
В 70-е годы прошлого века наблюдался повышенный интерес к анализу проблемы тревожности в психологических кругах. Именно тогда были сформулированы опросники определения уровня тревожности (Спилбергера и Тейлора), был окончательно сформирован взгляд на причины высокой тревожности.
М. Тейлором было выдвинуто предположения о том, что степень тревожности (высокая или низкая) формируется у личности в ходе научения в процессе наблюдения поведенческих реакций на соответствующие стрессовые факторы со стороны близкого социального окружения в период раннего детства.
П. Тиллих первым рассматривал вопрос тревожности в качестве отдельно стоящего в ряду связанных состояний. Он сформулировал психологическое определение тревожности, выделяя критерии ее определения. По мнению ученого страх проявляется у человека по причине боязни обстоятельств, которые известны ему.
Тревожность — это диффузное чувство. Его причины чаще всего человек не способен определить. Пребывание в таком состоянии в течение длительного времени способствует возникновению личностных расстройств.
Таким образом, в рамках психологии создалась некоторая система взглядов на проблему тревожности. Она рассматривалась как свойство личности, ее индивидуальные реакции на стрессовые факторы. Все это сопровождается высоким уровнем страха и неуверенности.
Влияние тревожности на личность в группе
Тревожность представляет собой страх индивида утратить свою самость в группе под влиянием страха или стресса. Оригинальность подхода, который был предложен Л. И. Божович, заключается в выделении двух видов тревожности — адекватной (отражает объективное отсутствие условий для удовлетворения определенных потребностей) и неадекватной (при наличии соответствующих условий). Только в последней ситуации можно наблюдать тревожность в качестве устойчивой функциональной структуры эмоциональной сферы, устойчивого личностного образования.
Тревожность и ее влияние на статус личности в группе рассматривалась исследователями в процессе изучения «элементарных», приспособительных эмоций и зависящих от этого устойчивых функциональных структур. На данном этапе работы, этот процесс не связывался с линией исследования высших чувств. Это было обусловлено тем, что к последним ученые относили только чувства, которые сами были способны выступать в качестве предмета потребности. Это не могло касаться тревожности, которая представлялась как отрицательное, тяжелое для человека переживание, от которого он стремился избавиться.
Возрастные особенности тревожности при ее рассмотрении в процессе влияния на статусное положение в группе характеризуются индивидуальной психологической особенностью. Она проявляется через склонность человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге возникновения такого состояния.
Понимание тревоги необходимо определять с помощью нескольких положений:
- Ситуации, которые представляют для человека некоторую угрозу или имеют личностное значение. Они переживаются в качестве неприятного эмоционального состояния различной интенсивности.
- Интенсивность переживания тревожного состояние пропорциональна степени угрозы или значению причины переживаний, от чего зависит длительность переживания состояния тревоги.
- Восприятие ситуаций или обстоятельств, которые потенциально включают возможность неудач или угрозы;
- Ситуация тревоги связана с изменениями в поведении, она мобилизует защитные механизмы личности.
Отдельно стоит рассмотреть влияние тревоги на уровень притязаний (его занижение или завышение), что порождает ее в качестве проявления дефектов в структуре личности. Прежде всего, в этом процессе происходит нарушение механизмов саморегуляции, что проявляется через переживание незащищенности и снижение чувства безопасности.
В работах Ф. Б.Березина оценивается роль тревоги в процессе психической адаптации человека и становлении его статусного положения в группе. Тревога способна менять характер поведения, приводя к усилению поведенческой активности и побуждая к более интенсивным и целенаправленным усилиям. В группе она призвана выполнять тем самым адаптивную функцию.
В ситуации, если интенсивность и длительность тревоги не представляют адекватность, это создает препятствия формированию адаптивного поведения. Все это способствует появлению нарушений поведенческой интеграции, а иногда и клинически выраженным нарушениям психики и поведения человека в группе.
Возрастные особенности тревожности
А. М. Прихожан были исследованы формы тревожности. Это происходило в процессе индивидуальной и групповой работы с детьми и подростками. Форма тревожности представляет собой особенное сочетание характера переживания, осознания, вербального и невербального выражения в пределах соответствующих характеристик поведения, общения и деятельности.
Форма тревожности в рамках группы может проявляться через стихийно складывающиеся способы ее преодоления и компенсации, а также через отношение человека к данному переживанию. Работа, проведенная автором, подтвердила существование 2 базовых типов тревожности:
Открытая тревожность (переживается и проявляется сознательно в поведении и деятельности как состояние тревоги);
Скрытая тревожность (не осознается в разной степени, проявляется либо через чрезмерное спокойствие, нечувствительность к реальному неблагополучию и даже через отрицание).